Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В пункте 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена новая для российского уголовного судопроизводства норма, устанавливающая, что уголовные дела о тяжких и " особо тяжких преступлениях, при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Даная норма была призвана обеспечить дальнейшую демократизацию уголовного процесса, и заменить существовавший прежде порядок рассмотрения отдельных категорий дел судьей с участием двух народных заседателей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации введен в действие с 1 января 2004 года. В этой связи была увеличена штатная численность федеральных районных и городских судов (из расчета не менее трех судей в каждом суде данного уровня), позволяющая обеспечить рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, при наличии ходатайства обвиняемого, коллегиями из трех судей.
Однако практика работы районных и городских судов Костромской области за 2004 - 2006 г.г. показала, что данная норма оказалась невостребованной, а содержание в штате ряда районных судов трех единиц федеральных судей - неоправданным.
Так, за 2006 год правом на заявление ходатайства о коллегиальном рассмотрении дела воспользовались лишь 4 обвиняемых, что составляет 0,09% от числа привлеченных к уголовной ответственности. А всего за весь указанный период времени правом на заявление ходатайства о коллегиальном рассмотрении дела воспользовались 10 обвиняемых, что составляет 0,08% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности за три года. В большинстве городских и районных судов Костромской области такие ходатайства вообще не заявлялись. Как видно из публикуемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации статистических данных, аналогичная ситуация имеет место и в других регионах страны.
Таким образом, для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях вполне достаточным является состав суда в виде федерального судьи городского, районного суда единолично.
В этой связи предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, устраняющие обязанность рассмотрения уголовных дел в городских, районных и приравненных к ним судах коллегией из трех судей, что позволит использовать высвободившуюся штатную численность федеральных судей для укрепления кадрового состава федеральных районных судов областного центра и федеральных судов крупных городов и районов области, в которых нагрузка на судей превышает установленные нормы.
В то же время, возможность рассмотрения дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, подсудных вышестоящим судам, коллегией из трех судей следует сохранить в судах субъектов Российской Федерации, приравненных им судах, и в Верховном Суде Российской Федерации.
Председатель Костромской |
А.И. Бычков |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению либо принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.