Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) "Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления,- на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению". Из этого положения следует, что инвалидам, а также семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в их собственности, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение не предоставляются. В то же время льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются независимо от принадлежности жилищного фонда.
Следовательно, если инвалид, а также семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, проживали в жилом помещении, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а затем воспользовались своим правом на приватизацию данного жилого помещения, то они одновременно с приватизацией лишаются права на предоставление им мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение.
Следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством иным категориям граждан (участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранам труда, реабилитированным лицам и др.) меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение предоставляются независимо от его принадлежности к виду жилищного фонда и при этом все указанные категории граждан не лишаются их при приватизации своего жилого помещения. Исключение инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов (в случае их проживания в приватизированных жилых помещениях и жилых помещениях, находящихся в частной собственности) из категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, способствует снижению их уровня жизни.
Такое положение вызывает вполне понятное недоумение и возмущение инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, то есть категорий граждан, которые по своему положению нуждаются в особом внимании со стороны государства.
Считаем, что факт приватизации жилого помещения инвалидом либо членами семьи, в которой проживает инвалид, никак не может являться основанием для лишения граждан льгот по оплате за жилье, а принятая норма Федерального закона не имеет объективного и разумного оправдания.
Кроме того данная норма входит в противоречие с преамбулой Федерального закона, который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законопроект предлагает устранить имеющуюся несправедливость в отношении инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов.
В редакции предлагаемого законопроекта право инвалида на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг формулируется следующим образом: "Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
При расчете дополнительных расходов на предоставление льгот по оплате за жилье инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилому фонду, разработчики законопроекта исходили из следующего:
Всего инвалидов в Российской Федерации на конец 2006 года было 13 млн. 129 тыс. чел., из них инвалидов, имеющих (не имеющих) степень ограничения к трудовой деятельности, - 11 млн. 616 тыс. чел., детей-инвалидов - 581 тыс. чел., т.е. 4,4 процента.
Примерно 30 процентов из этого количества имеют льготы по оплате за жилье по иным основаниям.
Необходимо учитывать, что часть инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, проживает в городских поселениях в частных индивидуальных домах, которые они сами обслуживают и содержат, а следовательно не пользуются правом на скидки по оплате жилого помещения. Статистика по данной позиции отсутствует. Аналогичная ситуация с теми, кто проживает в сельской местности, где, как правило, подавляющая часть граждан проживает в частных индивидуальных домах. В сельской местности по данным последней переписи населения проживает 26,7 процентов населения страны. Учитывая это, можно предположить, что доля инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, проживающих в частных индивидуальных домах, составляет по стране не менее 25 процентов.
Общая площадь жилых помещений в Российской Федерации составляет 2956 млн. кв. м., в том числе находящихся в собственности граждан - 2180 млн. кв. м., или 74 процента.
Инвалидам льготы предоставляются на общую площадь, приходящуюся только на инвалида, - это 18 кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 405 установлен на 2008 год федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации в размере 52 рубля.
Инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Следует учесть, что в стоимости жилищно-коммунальных услуг примерно 70 процентов стоимости составляют коммунальные услуги, а 30 процентов составляет оплата за жилье.
Расчет по инвалидам:
Всего - 11 616 тыс. чел.
Пользуются льготами по оплате за жилье по иным основаниям: 11 616 тыс. чел. х 30% = 3484 тыс. чел.
Проживают в частных индивидуальных домах: 11616 тыс. чел. х 25% =2904 тыс. чел.
Необходимы льготы по оплате за жилье: 11616 тыс. чел. - 3484 тыс. чел. - 2904 тыс. чел.= 5228 тыс. чел.
Общая площадь, подпадающая под льготы: 5228 тыс. чел. х 18 кв. м = 94104 тыс. кв. м.
Общая сумма дополнительных расходов по оплате жилого помещения составит: 94104 тыс. кв. м х 52 руб. х 50% х 30% = 734011,2 тыс. руб.
Расчет по семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов:
Всего - 581 тыс. чел.
Пользуются льготами по оплате за жилье по иным основаниям: 581 тыс. чел. х 30% = 174,3 тыс. чел.
Проживает в частных индивидуальных домах: 581 тыс. чел. х 25% = 145,25 тыс. чел.
Необходимы льготы по оплате за жилье: 581 тыс. чел.- 174,3 тыс. чел.- 145,255 = 261,45 тыс. чел.
Общая площадь, подпадающая под льготы: 261,45 тыс. чел. х 50 кв. м = 13072,5 тыс. кв. м.
Общая сумма дополнительных расходов по оплате жилого помещения составит: 13072,5 тыс. кв. м х 52 руб. х 50% х 30% = 101965,5 тыс. руб.
С учетом вышеизложенного, общая сумма дополнительных расходов на предоставление льгот по оплате за жилье составит примерно 835976,7 тыс. руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации":
1) потребует внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
2) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Псковское областное |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.