Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2005 г. N 85-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н. и Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 2 ноября 2005 г. дело по заявлениям Ивановой Г.А., Ериной С.В. и Даниловой Э.М. об оспаривании в части Закона Калужской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1041 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны", по кассационным жалобам Ивановой Г.А. и Даниловой Э.М. на решение Калужского областного суда от 8 августа 2005 г., которым им было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения Ивановой Г.А., представителя заявителей Котляр Т.М., представителей Правительства и Законодательного Собрания Ивановской области Дорониной О.М., Большовой Т.К., Алексеевой И.П., Андреевой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
23 декабря 2004 года Законодательным Собранием Калужской области принят Закон Калужской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны". 6 января 2005 года закон опубликован в газете "Весть".
Иванова Г.А., Ерина С.В., являющиеся ветеранами труда, а также Данилова Э.М., являющаяся тружеником тыла, обратились в суд с заявлениями об оспаривании в части указанного областного Закона, просили признать его недействующим с момента принятия: Иванова Г.А. и Ерина С.В. - в части установленной ветеранам труда суммы компенсации 200 рублей и отсутствия в законе льгот на проезд Данилова Э.М. - в части установленной труженикам тыла суммы компенсации 300 рублей и отсутствия в законе льгот на лекарства по рецепту врача и зубопротезирование труженикам тыла.
В обоснование этого каждая из заявителей указала, что не согласна с отменой натуральных льгот по проезду, изготовлению зубных протезов, а последняя заявительница - также по обеспечению лекарствами по рецепту врача, т.к. указанный размер компенсации не возмещает стоимости натуральных льгот.
В судебном заседании заявительницы свои требования поддержали.
Представители Законодательного Собрания Калужской области и Правительства Калужской области возражали против удовлетворения заявлений, утверждая, что оспариваемые нормы Закона области соответствуют федеральным законам.
Решением Калужского областного суда от 8 августа 2005 г. в удовлетворении заявленных требований Ивановой Г.А., Ериной С.В. и Даниловой Э.М. - отказано.
В кассационных жалобах Ивановой Г.А. и Даниловой Э.М. содержится просьба об отмене указанного решения суда как необоснованного, вынесенного без учета всех обстоятельств по делу, свидетельствующих, по их мнению, о реальном снижении уровня социальной защиты заявителей.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб Ивановой Г.А. и Даниловой Э.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом правильно обращено внимание на то, что правовые гарантии социальной защиты в Российской Федерации ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного закона (в действовавшей до 31 декабря 2004 г. редакции) социальная защита ветеранов предусматривала осуществление системы мер, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:
1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
3) оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
4) медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
7) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной защиты ветеранов были определены статьями 14-23 данного закона. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В этой связи судом принято во внимание, что в соответствии с этим пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
На основе состоявшегося разграничения полномочий Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены существенные изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации, которыми были установлены меры социальной защиты отдельных категорий граждан.
Так, статьей 44 указанного Федерального закона N 122-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в частности, были изложены в новой редакции статья 10, пункт 1 статьи 13, статьи 20 и 22.
Новая редакция Федерального закона "О ветеранах" действует с 1 января 2005 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Судом правильно в этой связи отмечено, что новая редакция ст. 13 ФЗ "О ветеранах" существенно изменила содержание социальной поддержки ветеранов, фактически предусмотрела иную систему мер данной поддержки. Вместо ряда льгот, действовавших до 31 декабря 2004 г. в натуральной форме, предусмотрено получение ежемесячной денежной выплаты. В соответствии с новыми редакциями статей 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следует согласиться с суждением суда о том, что передав полномочия по определению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла субъектам Российской Федерации и предусмотрев в качестве одной из тех мер получение ветеранами ежемесячной денежной выплаты, действующее федеральное законодательство вместе с тем не определило порядок установления размера ежемесячной денежной выплаты, в том числе, ее минимальный либо максимальный размер. Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячной денежной выплаты.
Статьей 1 Закона Калужской области ветеранам труда, имеющим удостоверение "Ветеран труда", достигшим возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлены такие меры социальной поддержки, как:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (пункты 1 и 2);
ежегодная денежная выплата проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, для приобретения твердого топлива (пункт 3);
ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в соответствии с законодательством. Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты определяются Правительством Калужской области (пункт 4).
Статьей 2 Закона Калужской области лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей (часть 1). Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в соответствии с законодательством; порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты определяются Правительством Калужской области (часть 2).
В соответствии со статьей 3 Закона области финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Анализ указанных положений оспариваемого закона области позволил суду сделать вывод об отсутствии оснований для признания его в части касающейся ежемесячных выплат противоречащим федеральному законодательству, а потому недействующим.
В силу п. 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены указанные в абз. 2 и 3 упомянутой нормы условия.
Вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г. (абз. 2 пункта 2 статьи 153).
Вместе с тем, вышеназванные льготы предоставлялись гражданам только в натуральной форме, в денежной форме они не были предусмотрены.
При изменении же после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (абз. 3 пункта 2 статьи 153).
Судом признано, что указанные условия законодателем Калужской области соблюдены.
Вывод об этом соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Судом принято во внимание то обстоятельство, что в марте 2005 г. в закон об областном бюджете были внесены изменения: расходы областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла были дополнительно увеличены на 51 000 000 рублей, в том числе на оплату проезда.
Из представленных Законодательным Собранием и Правительством области доказательств видно, что в ходе разработки исполнительной властью законопроекта при определении размера ежемесячной денежной выплаты учитывались и принимались в расчет численность ветеранов труда и тружеников тыла в Калужской области, фактически воспользовавшихся в 2004 г. натуральными льготами, в частности, по проезду, оплате и ремонту зубных протезов, обеспечению льготными лекарствами (тружеников тыла), фактические расходы бюджета на реализацию в 2004 г. этой категорией граждан упомянутых натуральных льгот в пересчете на одного льготника в месяц.
Примененная методика при расчете размера ежемесячной денежной выплаты не дает оснований считать, что нормы Закона области о размере ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и труженикам тыла противоречат Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, закрепленные в его преамбуле целям.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда о соответствии Закона Калужской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны" в оспариваемой Ивановой Г.А., Ериной С.В. и Даниловой Э.М. части федеральным законам.
Таким образом, решение Калужского областного суда от 8 августа 2005 г., постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Кассационные жалобы заявительниц не могут быть признаны состоятельными, так как не основываются на правовых доводах, сводятся к проблемам, не относящимся к основаниям необходимым для признания решения суда незаконным с последующей его отменой.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 8 августа 2005 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Ивановой Г.А. и Даниловой Э.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Емышева В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2005 г. N 85-Г05-9
Текст определения официально опубликован не был