Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2003 г. N 86-Г03-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н. и Беспаловой З.Д.
рассмотрела в судебном заседании от 17 декабря 2003 г. дело по заявлению председателя Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области о признании противоречащими федеральному законодательству и частично недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 11, абзацев 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Закона Владимирской области "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Владимирской области", по его кассационной жалобе на решение Владимирского областного суда от 3.09.2003 г., которым в удовлетворении заявленного им требования было отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Администрации Владимирской области Гусева С.И., представителя Законодательного Собрания Владимирской области Волковой А.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В соответствии с абз. 3 и 4 п. 1 ст. 11 Закона Владимирской области "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Владимирской области" от 26.08.1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) компенсационные выплаты (надбавки) главам муниципальных образований, а также главам администраций муниципальных образований устанавливаются правовыми актами главы администрации области в размере до 25-ти процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области и, кроме того, правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-ти процентов от должностного оклада.
Председателям представительных органов местного самоуправления надбавки устанавливаются правовыми актами председателя Законодательного Собрания области в размере до 25-ти процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области и, кроме того, правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-ти процентов от должностного оклада.
Согласно абз. 1 и 2 п. 2 ст. 12 Закона Владимирской области стимулирующие выплаты (премии) по результатам труда главам муниципальных образований, а также главам администраций муниципальных образований устанавливаются правовыми актами главы администрации области в размере до 25-ти процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области и, помимо этого, правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-ти процентов должностного оклада.
Председателям представительных органов местного самоуправления премии устанавливаются правовыми актами председателя Законодательного Собрания области в размере до 25-ти процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области, и, также, правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-ти процентов от должностного оклада.
Председатель Лакинского городского Совета народных депутатов обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанных норм Закона Владимирской области противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части наделения главы администрации области и председателя Законодательного Собрания области полномочиями по установлению как надбавки, так и премии, а также определению их размера, руководителям исполнительных и представительных органов местного самоуправления за организацию исполнения на территории соответствующих муниципальных образований отдельных государственных полномочий.
Представители администрации и Законодательного Собрания Владимирской области заявленные требования не признали. Пояснили, что обжалуемые нормы приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и компетенции органов местного самоуправления, прав конкретных лиц, не нарушают.
Решением Владимирского областного суда от 3.09.2003 г. в удовлетворении заявленного требования председателю Лакинского городского Совета народных депутатов отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на ошибочное толкование судом норм права, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и норм трудового законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обращаясь в суд с указанным требованием, заявитель сослался на положения ст.ст. 10, 13, 16 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", ст. 18 Закона Владимирской области "О муниципальной службе во Владимирской области", п. 2 ст. 25 Устава г. Лакинска, указывая, что установление видов поощрения и порядка их применения, размера должностного оклада, размера и порядка установления надбавок и иных вы-плат к должностному окладу муниципальных служащих является исключительным правом органов местного самоуправления.
Судом правильно отмечено, что это никем не оспаривается.
Между тем спор возник относительно возможности создания дополнительного механизма вознаграждения руководителей муниципальных образований за организацию исполнения отдельных государственных полномочий.
В силу п. 6 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) органы государственной власти субъекта Российской Федерации правомочны законом наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий. Согласия органов местного самоуправления на передачу вышеуказанных полномочий, при выделении соответствующих материальных и финансовых средств, не требуется.
Судом правильно обращено внимание на то, что обязанность субъекта Российской Федерации финансировать расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочии, передаваемых на муниципальный уровень, предусмотрена п. 1 ст. 38 Федерального закона, п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, а также ст.ст. 25, 27 Устава г. Лакинска. При этом п. 3 ст. 36 Федерального закона в местных бюджетах предусмотрено раздельное финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий субъекта Российской Федерации.
В то же время Федеральный закон передал субъекту Российской Федерации право контроля за реализацией переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотрев ответственность как органов местного самоуправления, так и их должностных лиц (п. 6 ст. 5, ст. 47).
Изложенные нормы, а также положения ст. 11, главы 3 (ст.ст. 65-79) Конституции Российской Федерации свидетельствую, что субъект Российской Федерации, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контролируя их реализацию, имеет правомочия на установление компенсационных и стимулирующих выплат руководителям указанных органов, несущих ответственность за реализацию переданных полномочий, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2003 год" предусмотрены средства как на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень, так и на вознаграждение вышеуказанным лицам.
С учетом этого судом сделан обоснованный вывод о том, что обжалуемыми нормами компетенция муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления не ставится под сомнение.
Ссылки заявителя на нормы Трудового кодекса Российской Федерации необоснованны, поскольку в силу ст. 15 ТК РФ рассматриваемые правоотношения не являются трудовыми.
Следует согласиться и с суждением суда о том, что на территории Владимирской области - субъекта Российской Федерации (ст. 65 Конституции), в соответствии с Законом Владимирской области от 14.08.2001 г. "Устав (Основной закон) Владимирской области", оспариваемые заявителем полномочия вправе осуществлять руководители исполнительного и представительного органов государственной власти Владимирской области - глава администрации области и председатель Законодательного собрания области. Таким образом, какая-либо неопределенность в толковании упомянутых норм отсутствует.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных председателем: Лакинского городского Совета требований является обоснованным, в связи с чем постановленное Владимирским областным судом решение законным.
Поскольку доводы кассационной жалобы указанные обстоятельства не опровергают, то она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 3.09.2003 г. оставить без изменений, кассационную жалобу председателя Лакинского городского Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Беспалова З.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2003 г. N 86-Г03-13
Текст определения официально опубликован не был