Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 86-Г04-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Емышевой В.А., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области о признании противоречащим федеральному законодательству, частично не действующими абзацев 3 и 4 пункта 1 ст. 11, абзацев 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Закона Владимирской области "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Владимирской области" от 26 августа 1997 года N 38-ОЗ (в редакции Закона Владимирской области от 09.09.2003 г. N 89-ОЗ) по кассационной жалобе Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 29 марта 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя Лакинского городского Совета народных депутатов Владимирской области Малаховского С.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя законодательного собрания Владимирской области Кулаковой А.О., Администрации Владимирской обл. Пушкина А.Е., возражавших против удовлетворения жалобы, установила:
Законодательным Собранием Владимирской области 26 августа 1997 г. принят закон N 38-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Владимирской области" (с последующими изменениями и дополнениями от 09.09.2003 г., абз. 3 и 4 п. 1 ст. 11 которого установлено:
Главам муниципальных образований, а также главам администраций муниципальных образований надбавки за особые условия труда устанавливаются:
(в ред. Закона Владимирской области от 27.06.2003 N 55-ОЗ)
- правовыми актами главы администрации области в размере до 25-и процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области;
- правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-и процентов от должностного оклада.
Председателям представительных органов местного самоуправления надбавки за особые условия труда устанавливаются: (в ред. Закона Владимирской области от 27.06.2003 г. N 55-ОЗ)
- правовыми актами председателя Законодательного Собрания области в размере до 25-и процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области;
- правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-и процентов от должностного оклада.
(в ред. Закона Владимирской области от 03.05.2001 г. N 24-ОЗ),
Абз. 1 и 2 п. 2 ст. 12 указанного закона установлено:
Главам муниципальных образований, а также главам администраций муниципальных образований премии по результатам труда устанавливаются:
(в ред. Закона Владимирской области от 27.06.2003 г. N 55-ОЗ)
- правовыми актами главы администрации области в размере до 25-и процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области;
- правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-и процентов от должностного оклада.
Председателям представительных органов местного самоуправления премии по результатам труда устанавливаются:
(в ред. Закона Владимирской области от 27.06.2003 г. N 55-ОЗ)
- правовыми актами председателя Законодательного Собрания области в размере до 25-и процентов от должностного оклада за реализацию государственных полномочий и функций, которыми наделяются органы местного самоуправления органами государственной власти области;
- правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления в размере до 25-и процентов от должностного оклада.
(в ред. Закона Владимирской области от 03.05.2001 г. N 24-ОЗ)
Председатель Лакинского городского Совета народных депутатов обратился в суд с заявлением о признании абзацев 3 и 4 пункта 1 ст. 11, абзацев 1 и 2 пункта 2 статьи 12 указанного закона противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части установления правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления надбавок за особые условия труда и премий по результатам труда главам муниципальных образований, главам администраций муниципальных образований, председателям представительных органов местного самоуправления в размере 25% от должностного оклада.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются органами местного самоуправления, в связи, с чем оспариваемые нормы вмешиваются в исключительную компетенцию последних по определению предельного размера этих выплат и нарушают законные интересы глав муниципальных образований, глав администраций муниципальных образований и председателей представительных органов местного самоуправления, ограничивая их право на получение стимулирующих выплат размером, неправомерно установленным субъектом Российской Федерации. Оспариваемые положения противоречат ст. 144 ТК РФ.
Представители Законодательного Собрания и администрации Владимирской области возражали против удовлетворения заявления по тем основаниям, что обжалуемые нормы приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и компетенции органов местного самоуправления, прав конкретных лиц, не нарушают.
Решением Владимирского областного суда от 29 марта 2004 г. в удовлетворении заявленного требования председателю Лакинского городского Совета народных депутатов отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на ошибочное толкование судом норм права, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и норм трудового законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу подпункта "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также в силу подпункта "к" трудовое законодательство.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статус депутата, понятие которого включает в себя, в том числе, и предоставление определенных гарантий (не исключая гарантии и в области трудовых правоотношений), устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, к которым относятся и гарантии трудовых прав, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются исключительно законами субъектов Российской Федерации (пункт 8 ст. 18 Закона).
В силу ч. 3 ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В статье 165 Трудового кодекса РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых Кодексом установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей. Содержание этой нормы раскрывается в статьях 170, 171, 172 Кодекса.
Так, статьей 172 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, и определяется, что гарантии таким лицам устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок их деятельности.
Статьями 36 и 37 Устава города Лакинска также установлено, что статус и социальные гарантии главе города и депутатам городского Совета устанавливаются Законом Владимирской области.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку федеральным законодательством не определен правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления, к числу которых относятся председатели представительных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований и главы администраций муниципальных образований, законодательный орган государственной власти Владимирской области вправе был принять соответствующий нормативный правовой акт, регулирующий отдельные вопросы, связанные со статусом выборных лиц местного самоуправления и оплатой их труда.
Таким образом, доводы заявителя о том, что оспариваемыми нормами нарушена компетенция органа местного самоуправления на их исключительное право определения порядка и условий премирования является необоснованным. Согласно оспариваемым нормам надбавки за особые условия труда и премии по результатам труда устанавливаются правовыми актами соответствующего представительного органа местного самоуправления. И, кроме того, согласно п. 3 ст. 8 оспариваемого закона нормативными правовыми актами могут быть установлены дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Ссылки заявителя на противоречие оспариваемых норм закона ч. 2 ст. 144, ч. 2 ст. 273 Трудового кодекса РФ судом первой инстанции правильно признаны необоснованными, поскольку в силу особого статуса глав муниципальных образований, глав администраций муниципальных образований, председателей представительных органов местного самоуправления их правовое положение, гарантии и компенсации их деятельности регулируются специальным законом - законом субъекта РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно истолковал закон, не учел все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных председателем Лакинского городского Совета требований является обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 29 марта 2004 г. оставить без изменений, кассационную жалобу председателя Лакинского городского Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 86-Г04-5
Текст определения официально опубликован не был