Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 86-Г06-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Емышевой В.А. и Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 9 ст. 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ)
по кассационной жалобе ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" на решение Владимирского областного суда от 28 июня 2006 года, которым в удовлетворении заявления ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" Смолина М.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Законодательного Собрания Владимирской области Поляковой И.С. и представителя Администрации Владимирской области Лактионова С.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 января 2003 года Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области N 11 принят и 14 февраля 2003 года Губернатором Владимирской области подписан Закон Владимирской области N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области".
Закон официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" за N 36-37 от 19 февраля 2003 года.
Законом Владимирской области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ статья 9 указанного Закона дополнена пунктом 9, которым установлена административная ответственность за осуществление перевозчиком маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок с использованием инфраструктуры маршрутной сети по регулярному междугороднему (внутриобластному), пригородному (межмуниципальному) маршруту без оформления соответствующего договора с уполномоченным органом администрации Владимирской области в сфере организации транспортного обслуживания населения или по регулярному городскому, пригородному маршруту без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Повторное совершение соответствующих противоправных действий, указанных в части первой настоящего пункта, влечет наложение административного штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда.
Закон Владимирской области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" за N 232-233 от 20 июля 2005 года.
ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" обратилось во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 статьи 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ (в редакции Закона Владимирской области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ).
В обоснование своих требований указало, что пунктом 9 статьи 9 оспариваемого Закона нарушаются права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности путем неправомерного возложения на него обязанности по заключению договора вопреки требованиям п. 1 ст. 421 ГК РФ, что создает препятствия для осуществления предпринимательства, ставит хозяйствующие субъекты в неравное положение на товарном рынке. Установление правовых основ единого рынка и гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации и данные правоотношения не могут регулироваться законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, установленная за данное правонарушение санкция не содержит разграничения по размеру отдельно для физических и юридических лиц и превышает максимальные размеры штрафа, установленные ст. 3.5 КоАП РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит ЗАО "Владимирский таксомоторный парк", полагая, что судом были неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" в удовлетворении заявленных им требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемая норма Закона Владимирской области принята в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом суд правомерно исходил из того, что в ведении Российской Федерации находится только федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями) N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, и решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года (с последующими изменениями) N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации.
Поскольку пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности пригородного и междугороднего транспорта, суд, разрешая дело, правильно исходил из того, что эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
В рамках осуществления указанных полномочий органами государственной власти Владимирской области принят Закон Владимирской области от 6 апреля 2004 года N 18-ОЗ "Об основах организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории Владимирской области", который определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, а также порядок организации и осуществления перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории области.
Учитывая, что разрешение вопросов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения области, относится к компетенции органов государственной власти Владимирской области, суд при рассмотрении данного дела обоснованно указал на то, что органы государственной власти области вправе устанавливать и административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, принятых в пределах их полномочий.
Так, в соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правомерность правовой позиции суда по настоящему делу подтверждается также содержанием подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что оспариваемые нормы Закона регулируют вопросы гражданского законодательства и приняты с превышением предоставленных субъекту РФ полномочий.
Более того, нормы Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ) вообще не регулируют вопросов порядка организации перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории области, а лишь устанавливают административную ответственность за нарушение такого порядка, установленного иными законодательными актами Владимирской области.
С учетом изложенного, не могут быть признаны правильными утверждения в кассационной жалобе о том, что оспариваемые нормы Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ) приняты по вопросам, относящимся к исключительным предметам ведения Российской Федерации.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о соответствии размеров административного штрафа за правонарушение, установленное оспариваемой нормой областного Закона, положениям ст. 3.5 КоАП РФ.
Пунктом 9 статьи 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ установлено, что совершение предусмотренного указанной правовой нормой административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда.
Между тем, согласно ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, установленные п. 9 ст. 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ размеры штрафа (в части ответственности за повторное совершение правонарушения) превышают предусмотренные ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ максимальные размеры штрафов для физических лиц.
С учетом изложенного, Судебная коллегия полагает необходимым решение суда об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" об оспаривании п. 9 ст. 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ) в части установления размеров штрафа за повторное совершение административного правонарушения для физических лиц отменить и вынести в указанной части новое решение об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 28 июня 2006 года об отказе в удовлетворении заявления ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" об оспаривании п. 9 ст. 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года N 11-ОЗ (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ) в части установления размеров штрафа за повторное совершение административного правонарушения для физических лиц отменить, вынести в указанной части новое решение, которым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу п. 9 ст. 9 Закона Владимирской области от 14 февраля 2003 года (в редакции Закона области от 8 июля 2005 года N 87-ОЗ) в части установления размеров штрафа за повторное совершение предусмотренного данной нормой административного правонарушения для физических лиц.
В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Владимирский таксомоторный парк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2006 г. N 86-Г06-16
Текст определения официально опубликован не был