Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 86-Г06-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Меркулова В.П. и Харланова A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Каленовой P.A. и Крысовой М.Н. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 5 (в решении суда ошибочно указан пункт 5) статьи 3 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, получивших удостоверения до 31 декабря 2004 года"
по кассационной жалобе Каленовой P.A., Крысовой М.Н. на решение Владимирского областного суда от 16 октября 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения Крысовой М.Н. и представителя Каленовой P.A. Хмелькова С.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Владимирской области Марковой И.В., представителя Законодательного Собрания Владимирской области Леонова A.B., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 17 ноября 2004 года принят и 1 декабря 2004 года Губернатором Владимирской области подписан Закон Владимирской области N 209-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, получивших удостоверения до 31 декабря 2004 года".
Закон официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" за N 339-340 от 8 декабря 2004 года.
Согласно ч. 5 ст. 3 названного Закона ветеранам труда и лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом и иными законодательными актами, социальная поддержка предоставляется по одному из законных оснований по выбору заявителя.
Каленова P.A. и Крысова М.Н. обратились во Владимирский областной суд с заявлениями о признании недействующей части 5 статьи 3 указанного Закона, ссылаясь на противоречие данной нормы действующему федеральному законодательству.
В обоснование заявлений указали на то, что являются педагогическим работниками образовательных учреждений, вышедшими на пенсию, и в соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" имеют право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением. Кроме того, как ветераны труда в соответствии со ст. 1 оспариваемого областного Закона имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом.
При выборе мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 55 Закона РФ "Об образовании" в части бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, заявители лишаются права на получение ежемесячной денежной выплаты 220 руб., предусмотренной ч. 2 ст. 1 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ для ветеранов труда взамен ранее предусмотренных льгот по бесплатному проезду, скидки на оплату телефона.
Заявители полагали, что оспариваемая ими норма ч. 5 ст. 3 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ противоречит пункту 3 статьи 13 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. По мнению заявителей, каких-либо положений, исключающих одновременное получение разных форм социальной поддержки по нескольким основаниям, в указанном Федеральном законе и в Законе РФ "Об образовании" не содержится.
Кроме того, ч. 5 ст. 3 Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ противоречит ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательный акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), поскольку не сохраняет ранее достигнутого уровня социальной защищенности.
Определением суда от 9 октября 2006 года заявления Каленовой P.A. и Крысовой М.Н. объединены в одно производство.
16 октября 2006 года судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просят Каленова P.A. и Крысова М.Н., полагая, что судом неправильно были применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Судом установлено, что Каленова P.A. и Крысова М.Н. являются ветеранами труда, проживают в сельской местности и до выхода на пенсию отработали в сельской местности более 10 лет в качестве педагогических работников образовательных учреждений.
Отказывая заявителям в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав положения действующего федерального и областного законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Владимирской области и прав и законных интересов заявителей не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10).
Таким образом, как правомерно указал суд в решении, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом федерации самостоятельно, в связи с чем оспариваемый Закон Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ принят во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти Владимирской области.
Согласно ч. 1 ст. 1 областного Закона от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:
оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области, в том числе нетрудоспособным членам семей ветеранов труда, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, совместно с ним проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности;
оплата в размере 50 % коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления; электроснабжение и газоснабжение - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных постановлением Губернатора области; отопление - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Законом Владимирской области. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
в 2006 г. социальная поддержка по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Владимирской области в порядке и размере, определяемом постановлением Губернатора области;
ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центральное отопление, выплачивается один раз в год компенсация на приобретение топлива в размере 1300 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 1 данного Закона ветеранам труда осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 220 рублей.
Частью 4 статьи 1 предусмотрено, что ветеранам труда предоставляется медико-социальная помощь и лекарственное обеспечение бесплатно по заболеваниям, предусмотренным Перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, в порядке, определенном постановлением Губернатора области.
Как видно из содержания указанной статьи Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ, в ней предусмотрены меры социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной формах, направленные на возмещение затрат гражданам, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом и иными законодательными актами, социальная поддержка предоставляется по одному из законных оснований по выбору заявителя.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников на территории области, осуществляется в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которым предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа" от 10 июля 2006 года N 87-ОЗ меры социальной поддержки, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", распространяются на педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, а также в поселках городского типа, в случае их выхода на пенсию, проработавшим в сельской местности, а также в поселках городского типа не менее 10 лет.
Из указанных правовых норм областного Закона следует, что меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, а также в поселках городского типа, включая работников, вышедших на пенсию, также предоставляются в натуральной форме.
Проверяя доводы заявителей о противоречии оспариваемых норм ч. 5 ст. 3 Закона области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ положениям п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Указанная правовая норма не регламентирует вопроса о возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Как правильно указал суд в решении, возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
Кроме того, как следует из п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, получавшие льготы по законодательству, действовавшему до 1 января 2005 года, имели право на получение натуральных льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением. Данной правовой нормой для них не было предусмотрено право на суммирование разных льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и другими законодательными актами.
После 1 января 2005 года с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в том числе в Закон РФ "Об образовании", право на одновременное получение разных мер социальной поддержки по нескольким основаниям на педагогических работников образовательных учреждений также распространено не было.
Проверяя обоснованность доводов заявителей, суд принял во внимание и то обстоятельство, что ранее действовавшее федеральное законодательство, определявшее как меры социальной защиты для ветеранов, так и соответствующие меры для педагогических работников, не предусматривало такую меру социальной защиты как ежемесячная денежная выплата, на невозможность получения которой для педагогических работников в настоящее время ссылались в обоснование своих требований заявители.
Обращаясь в суд, заявители полагали также, что оспариваемая ими норма областного Закона противоречит требованиям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, поскольку при замене льгот в натуральной форме на денежную компенсацию не было обеспечено сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ действительно предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены определенные условия, а именно: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, объем денежных средств, выделяемых из областного бюджета на финансирование реализации Закона Владимирской области от 1 декабря 2004 года N 209-ОЗ, возрос с 648 160 тыс. руб. в 2004 г. до 974 564 тыс. руб. в 2006 году.
Объем финансирования из областного бюджета мер социальной поддержки работникам образовательных учреждений, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", также возрос с 21 759 тыс. руб. в 2004 г. до 67 235 тыс. руб. в 2006 году.
При таких обстоятельствах, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат ветеранам и педагогическим работникам во Владимирской области не уменьшался, а условия их предоставления не ухудшены.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных Каленовой P.A. и Крысовой М.Н. требований.
Доводы кассационной жалобы Каленовой P.A. и Крысовой М.Н. отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании заявителями положений действующего законодательства и фактически воспроизводят доводы первоначальных заявлений Каленовой P.A. и Крысовой М.Н., которые в соответствии с требованиями ст.ст. 196, 198 ГПК РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Утверждения в жалобе о том, что увеличение объема финансирования мер социальной поддержки, предоставляемых во Владимирской области ветеранам труда и педагогическим работникам, связано исключительно с ростом уровня инфляции, во внимание приняты быть не могут, поскольку объективными данными не подтверждены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 16 октября 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каленовой Р.А., Крысовой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Емышева В.А. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Харланов A.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 86-Г06-20
Текст определения официально опубликован не был