Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 483201-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (по вопросу о представлении нового документа, подтверждающего отсутствие изменений характеристик объекта недвижимости, для осуществления государственной регистрации права на данный объект и сделок с ним)
Проектом федерального закона N 483201-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - законопроект), предлагается, по существу, восстановить требование о проведении внеплановой технической инвентаризации квартир, жилых домов, иных объектов недвижимости при каждом совершении сделок с данными объектами. В свое время, данное требование было отменено Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", (т.н. Законом о дачной амнистии).
Комитет считает концептуально не приемлемыми предлагаемые законопроектом изменения, которые не только не согласованы с иными законодательными актами, но и не учитывают тенденцию развития законодательства, направленную на реализацию политики государства по обеспечению снижения финансовых и иных издержек субъектов гражданского оборота по оформлению прав на объекты недвижимого имущества и совершению сделок с такими объектами, устранение излишних административных барьеров и, в конечном итоге, на скорейшее вовлечение в гражданский оборот таких объектов. Это является необходимым условием не только для эффективного развития рынка недвижимости, но и для нормального развития российской экономики.
В частности, в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости":
- никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним (ч. 10 ст. 45);
- истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению - то есть для осуществления переучета объекта (ч. 6 ст. 4);
- никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч. 4 ст. 16).
Кроме того, вводимое законопроектом требование в определенной степени ограничивает собственников недвижимого имущества в правах по распоряжению таким имуществом. Данные права, по существу, поставлены в зависимость от своевременности проведения внеплановой технической инвентаризации органами (организациями), осуществляющими государственный технический учет объектов капитального строительства, и выдачи ими соответствующих справок. Следуя логике законопроекта аналогичное требование с учетом ограничения собственника недвижимости в правах по распоряжению можно было бы ввести и в целях обеспечения контроля в иных сферах законодательства (к примеру, за уплатой налогов, коммунальных платежей и т.п.). Однако, необходимо иметь в виду, что согласно статье 55 Конституции Российской Федерации и статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Одновременно следует учитывать, что система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним призвана обеспечить, прежде всего, защиту и реализацию конституционных прав собственников на недвижимое имущество при гражданском обороте такого имущества (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Контроль и надзор за соблюдением законодательства административного характера должны осуществлять органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, непосредственно наделенные такими полномочиями. К примеру, в соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект N 483201-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.