Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 8 сентября 2003 г. N 87-Г03-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н. и Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 8 сентября 2003 г. дело по заявлению Виноградова А.В. в интересах Иванова С.М. о признании противоречащим закону пункта 2.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением Главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года N 119, по кассационной жалобе Губернатора Костромской области на решение Костромского областного суда от 30 июня 2003 г., которым заявленное Виноградовым А.В. требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года N 119, опубликованном 6 и 7 марта 1996 года в газете "Костромской край", утверждены Временные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области.
Виноградов А.В., действующий по доверенности от Иванова С.М. обратился в Костромской областной суд с заявлением о признании противоречащим закону пункта 2.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года N 119.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что оспариваемый пункт 2.1 Временных правил устанавливает критерий нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, в то время как ст. 29 ЖК РСФСР устанавливает, что основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Оспариваемый пункт, по мнению заявителя, противоречит также ст. 38 ЖК РСФСР, которой установлена норма жилой площади 12 квадратных метров, противоречит пункту 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас, или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, и устанавливающих основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий отсутствие жилой площади или наличии жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещений, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку социальная норма жилья, установленная на территории Костромской области постановлением главы администрация Костромской области "Об утверждении программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства" от 8 июня 1998 года N 359, составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом обеспеченности их менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, по мнению Виноградова А.В., не соответствует закону.
Иванов С.М. в судебном заседании поддержал заявленные в его интересах требования и пояснил, что он с семьей из трех человек проживает в двухкомнатной квартире со смежными комнатами общей площадью ... кв.м, жилой площадью - ... кв.м. Жилищная комиссия войсковой части, где он проходит службу, отказывает ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что нормой общей площади жилого помещения - 12 кв.м. на одного человека он обеспечен.
Представитель администрации Костромской области требования заявителя не признала, пояснив, что уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями установлен в пределах полномочий Главы администрации с учетом конституционного права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях и в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности граждан жилой площадью в Костромской области, от объема жилищного строительства, от числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и иных обстоятельств.
Решением Костромского областного суда от 30 июня 2003 г. заявление Виноградова А.В. в интересах Иванова С.М. удовлетворено.
Пункт 2.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года N 119 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Губернатор Костромской области просит постановленное по делу решение отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда относительно правовой природы понятия обеспеченности жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также оставления без внимания зависимость этого уровня от достигнутой возможности администрации области по решению проблем обеспечения жильем граждан уже состоящих на учете.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит решение Костромского областного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены в ст. 29 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Такая же норма содержится в подпункте "а" п. 7 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 34, от 23 июля 1993 г. N 726, от 28 февраля 1996 г. N 199, с изменениями, внесенными определениями Верховного суда Российской Федерации от 16 апреля 2002 г. и от 31 октября 2002 г.).
Таким образом, действующим федеральным законодательством определение нормы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставлено в зависимость от обеспеченности граждан жилой площадью.
Пунктом же 2.1 Временных правил установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения.
Правильно приняв во внимание указанные положения норм действующего жилищного законодательства, суд обоснованно сделал вывод о том, что подобное условие, т.е. обеспеченность общей площадью жилого помещения, не предусмотрено в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий ни Жилищным кодексом РСФСР, ни Примерными правилами учета граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, ни иными федеральными законами.
Обоснованным и по существу спора правильным является и основной вывод суда о том, что установление учетной нормы в размере, определяемом из общей площади жилого помещения, в которую кроме жилой площади входят площади, не предназначенные для постоянного проживания граждан помещений: лоджий, балконов и т.д., не соответствует ст. 29 ЖК РСФСР, предусматривающей установление учетной нормы в размере, определяемом с учетом обеспеченности жилой площадью.
В этой связи следует признать состоятельным суждение суда об удовлетворении заявленного Виноградовым А.В. требования и признании оспоренного им положения, содержащегося в п. 2.1 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от 23 февраля 1996 г. N 119, недействующим.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как не имеют правового значения, свидетельствуют об ошибочном понимании положений жилищного законодательства.
С учетом изложенного, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 30 июня 2003 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2003 г. N 87-Г03-6
Текст определения официально опубликован не был