Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О защите конкуренции" разработан в целях формирования единой практики применения части 9 статьи 35 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), а также предоставления антимонопольным органам полной и достоверной информации о состоянии конкуренции на финансовых рынках, поскольку действующая редакция части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" не позволяет финансовым организациям единообразно толковать закон и исполнять обязанность по направлению уведомлений о достигнутых соглашениях в антимонопольный орган.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции"
Ранее действовавший Федеральный закон от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" также предусматривал обязанность финансовых организаций направлять уведомления о достигнутых соглашениях в антимонопольный орган. Данное требование не распространялось на соглашения финансовых организаций, "имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации".
Аналогичное исключение из обязанности по направлению уведомлений о заключенных соглашениях предусмотрено в Федеральном законе "О защите конкуренции". В части 9 статьи 35 данного Федерального закона установлено, что не требуется направлять уведомления в федеральный антимонопольный орган о соглашениях "между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации". Кроме того, перечень исключений был дополнен соглашениями, являющимися договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности.
В связи с этим финансовые организации толковали закон, исходя из того, что заключенные ими соглашения входят в число тех исключений, о которых не следует уведомлять антимонопольный орган.
Единой практики применения территориальными органами ФАС России положений части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" не было.
Антимонопольные органы, не давая официальных разъяснений о порядке применения Федерального закона, начали осуществлять проверки финансовых организаций на предмет соблюдения части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" и привлекать их к административной ответственности.
Только более чем через год после вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции", а именно 29 декабря 2007 года Федеральная антимонопольная служба, обобщив поступающие запросы территориальных органов ФАС России и иных лиц, направила руководителям территориальных органов ФАС России рекомендации "О порядке рассмотрения соглашений". Было разъяснено, что совокупная доля для целей применения части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" рассчитывается для финансовых организаций, действующих только на одном товарном рынке, т.е. оказывающих взаимозаменяемые услуги. Например, совокупная доля рассчитывается при заключении соглашений между страховыми организациями, но не может рассчитываться при заключении соглашений между кредитной и страховой организациями. Основанием для такого толкования закона послужило то, что в Федеральном законе "О защите конкуренции" было изменено определение рынка по сравнению с Федеральным законом от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Ранее при определении понятия "рынок" учитывалась сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, теперь учитывается сфера обращения финансовых услуг, т.е. их взаимозаменяемость.
Однако и в настоящее время осталась правовая неопределенность в толковании и применении отдельных положений части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции".
Например, нет четких критериев отнесения упомянутых в названной части соглашений к "соглашениям, являющимся договорами о предоставлении финансовых услуг", о достижении которых финансовым организациям нет необходимости направлять уведомления в антимонопольный орган. С одной стороны, ФАС России в рекомендациях указала, что к таким соглашениям относятся в том числе соглашения, заключенные для реализации соглашений о предоставлении финансовых услуг непосредственно контрагенту финансовой организации по данному соглашению либо другой финансовой организации. В качестве примера были приведены договоры о конфиденциальности. Однако на практике договоры о конфиденциальности часто заключаются финансовыми организациями до договоров о предоставлении финансовых услуг, а не в целях их реализации, либо с контрагентами, которым вообще не оказываются финансовые услуги.
Судебная практика по делам о законности привлечения финансовых организаций к административной ответственности за нарушение порядка направления уведомлений в антимонопольные органы не является единообразной.
В настоящее время кредитные организации не имеют возможности добровольно исправить правонарушения, которые они допустили в связи с неоднозначностью положений части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку добровольное направление уведомлений о соглашениях, заключенных менее чем год назад (а именно один год составляет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции"), приведет к наложению на кредитные организации штрафов в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей за каждое соглашение, о котором не было направлено уведомление.
С другой стороны, в настоящее время антимонопольные органы получают чрезмерное количество уведомлений о достигнутых соглашениях, в число которых входят как те, направлять которые в соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" необходимо, так и те, направлять которые не следует. В связи с отсутствием четко определенных требований, а также исходя из того, что за нарушение требований части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрена административная ответственность, при наличии любых сомнений финансовые организации направляют в антимонопольный орган уведомления о достигнутых соглашениях.
В отличие от действующей редакции части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" в предлагаемом законопроекте не только уточнены критерии тех соглашений, о которых финансовым организациям необходимо уведомлять антимонопольный орган, но и фактически сокращен перечень таких соглашений, в том числе:
- уточнено, что финансовые организации, как являющиеся конкурентами, так и не являющиеся конкурентами, обязаны направлять уведомления только о тех достигнутых соглашениях, которые связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам. При этом для соглашений, достигнутых между финансовыми организациями, не являющимися конкурентами, введен дополнительный критерий - превышение стоимости активов каждой финансовой организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату над величиной, установленной Правительством Российской Федерации. При этом представляется, что критерий "стоимости активов" является более определенным, чем критерий, применяемый в действующей в настоящее время редакции части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" - "совокупная доля на товарном рынке";
- исключается обязанность финансовых организаций направлять уведомления о:
- соглашениях, достигнутых в устной форме;
- соглашениях, достигнутых с организациями, не являющимися финансовыми (например, с торговыми организациями и риэлторами);
- соглашениях о расторжении или продлении срока действия ранее достигнутых соглашений;
- соглашениях, вносящих изменения технического характера;
- соглашениях, являющихся предварительными договорами и предусматривающих обязательство сторон заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции" позволит, с одной стороны, четко определить круг соглашений, о которых необходимо уведомлять антимонопольные органы, установить единообразный подход к применению закона. С другой стороны, это позволит финансовым организациям добросовестно исполнять обязанность по направлению уведомлений о достигнутых соглашениях, не опасаясь привлечения к административной ответственности за факты ненаправления уведомлений, возникшие в связи с неоднозначностью формулировок части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона " О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.