Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроект направлен на приостановление действия отдельных федеральных законов до 1 января 2012 года в связи с тем, что проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрены средства на их реализацию.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается приостановить действие Федерального закона от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков "Урожай - 90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" чеки "Урожай-90" и обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 июня 2000 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" определено, что порядок погашения обязательств государства перед владельцами чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года определяется отдельным федеральным законом. В настоящее время данный федеральный закон не принят.
Вместе с тем, чеки "Урожай-90" и обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции не могут быть отнесены к государственному долгу Российской Федерации.
Между государством, с одной стороны, и владельцами чеков "Урожай-90" и сдатчиками сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, действовали отношения, характерные для договора купли-продажи с дополнительными условиями со стороны государства предоставления права на внеочередное приобретение владельцами чеков "Урожай-90" товаров повышенного спроса за собственные деньги и осуществления встречной продажи товаров народного потребления сдатчикам сельскохозяйственной продукции. Государство полностью оплатило сельскохозяйственную продукцию, сданную владельцами чеков "Урожай-90" и сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, объем средств федерального бюджета с учетом полной компенсации удорожания стоимости товаров народного потребления с 1990 по 2008 год, необходимых для погашения чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции, по состоянию на 1 января 2009 года составит более 950,0 млрд. рублей. Такие расходы являются дополнительной и необоснованной нагрузкой на федеральный бюджет.
Учитывая то, что в настоящее время отсутствует соответствующий федеральный закон, определяющий порядок погашения чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции, а также то, что в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не предусмотрены в 2009 - 2011 годах бюджетные ассигнования для осуществления выплат вышеуказанной категории граждан с учетом полной компенсации удорожания стоимости товаров народного потребления с 1990 по 2011 годы, необходимых для погашения вышеуказанных обязательств, действие Федерального закона от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции предлагается приостановить до 1 января 2012 года.
2. Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 года (315,3 млрд. рублей); на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года (29,4 млрд. рублей); в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года (0,84 млрд. рублей). Указанные сбережения оцениваются в сумме 345,54 млрд. рублей СССР.
Согласно вышеуказанному Федеральному закону и другим принятым в его развитие федеральным законам (от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора", от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", от 15 июля 2000 г. N 98-ФЗ "О коэффициентах деноминации для месяцев, входящих в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года") предполагается переоформление всех гарантированных сбережений в целевые долговые обязательства Российской Федерации, имеющие статус ценных бумаг. При этом переоформление должно осуществляется исходя из уровня покупательной способности денег в 1990 - 1991 годах, с применением для этих целей устанавливаемой ежемесячно долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.
Согласно Федеральному закону от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" долговая стоимость должна применяться при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В настоящее время не приняты федеральные законы, предусматривающие перевод гарантированных сбережений граждан в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ порядок начисления доходов на долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами, которые в настоящее время также не приняты.
Таким образом, предметная область применения долговой стоимости отсутствует.
С учетом изложенного, предлагается приостановить до 1 января 2012 года действие Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Кроме того, федеральными законами "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год", "О федеральном бюджете на 2005 год", "О федеральном бюджете на 2006 год", "О федеральном бюджете на 2007 год" и "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2003 - 2008 годах действие федеральных законов от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" и от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" в части чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции приостанавливалось.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" следует читать "от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Реализация Федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Принятие Федерального закона "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.