Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - законопроект) направлен на внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской # в связи с тем, что положения таких федеральных законов частично не соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и в силу этого будут препятствовать надлежащему исполнению федерального бюджета.
1. Внесение изменений в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 1 законопроекта) обусловлено следующим.
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" отменен режим налогового склада в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов и свыше 25 процентов (за исключением вин). Сохранение ранее действующего порядка зачисления доходов от уплаты акцизов по данному виду подакцизной продукции являлось неприемлемым, так как означало концентрацию 60% акцизных платежей, уплачиваемых ранее акцизными складами в регионах реализации продукции (в 7 регионах - крупнейших производителях алкогольной продукции).
В целях минимизации потерь бюджетов субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" установлена система распределения платежей по акцизам на алкогольную продукцию между субъектами Российской Федерации, предусматривающая уплату 20% акцизной ставки производителем в бюджет субъекта Российской Федерации по месту его нахождения и распределение 80% акциза между субъектами Российской Федерации по нормативам, рассчитанным исходя из доли субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов, поступивших в 2004 году при реализации производителями (за исключением реализации на акцизные склады) и при реализации с акцизных складов и утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
Данная схема распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию позволила избежать резкого изменения доходного потенциала большинства субъектов Российской Федерации.
В настоящее время назрела необходимость совершенствования принципов распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, поскольку нормативы рассчитаны по данным отчетности субъектов Российской Федерации за 2004 год не актуальным в настоящее время. Расчет нормативов производился на основе данных, полученных в условиях действия режима акцизного налогового склада, который был упразднен в связи с его неэффективностью. Кроме того, существенно изменились объемы производства подакцизной продукции в субъектах Российской Федерации.
В этой связи статьей 1 законопроекта предусматривается следующий порядок распределения доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию:
40% акциза зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства, чем повышается заинтересованность регионов в развитии данной отрасли и собираемости данного вида налогов;
60% акциза распределяется по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
При этом норматив состоит из 2-х частей. Первая часть, по которой распределяется 10% акциза, устанавливается как удельный вес численности населения от 18 лет субъекта Российской Федерации в общей численности указанной категории граждан по Российской Федерации. Вторая часть, по которой распределяется 50% акциза, определяется исходя из расчетной доли средств субъекта Российской Федерации в общем объеме средств, необходимых для доведения до уровня поступлений доходов от уплаты акцизов в 2007 году, после зачисления 40% акциза по месту производства и 10% акциза по численности населения.
Реализация статьи 1 законопроекта приведет к незначительному перераспределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию между бюджетами субъектов Российской Федерации, не повлечет сокращение доходов федерального бюджета.
2. В целях обеспечения долговременного правового регулирования порядка уплаты (перечисления) налогов в бюджетную систему Российской Федерации в валюте Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами) статьей 2 и статьей 4 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. В целях последовательной реализации налоговой политики по минимизации льгот статьей 3 законопроекта предлагается внесение изменений в статью 6 Федерального закона от 31 мая 1999 г. 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области".
Предусматриваемые изменения направлены на обеспечение полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, в том числе путем создания равных экономических условий для отечественных и иностранных производителей, реализующих товары на территории Магаданской области.
4. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" (Раздел 3 "Основные направления налоговой политики") отмечалась необходимость принятия решений, обеспечивающих уплату таможенных платежей исключительно в российской валюте.
В связи с чем, до принятия отдельного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы уплаты таможенных платежей в валюте Российской Федерации, законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2012 года соответствующие положения Таможенного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Российский фонд федерального имущества ликвидирован, а его функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет федерального бюджета.
В этой связи предлагается приостановить действие пункта 5 статьи 432 Таможенного кодекса Российской Федерации в части исключения сумм расходов на перевозку (транспортировку), хранение и реализацию товаров и транспортных средств из сумм, вырученных от реализации товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность.
Действие положений Таможенного кодекса Российской Федерации, предложенных законопроектом к приостановлению, в 2008 году приостанавливалось статьей 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
5. Изменения, предусмотренные статьей 6 законопроекта, направлены на установление единообразия в применении норм бюджетного законодательства Российской Федерации о нераспространении исковой давности при обращении в суд с требованиями о возврате (погашении) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и носят уточняющий характер в части определения сферы действия этой нормы во времени.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Статьей 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что к отношениям по бюджетному кредитованию, возникшим и не прекратившимся до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяются нормы Кодекса. С учетом состоявшегося обсуждения при подготовке постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 Правительством Российской Федерации было инициировано принятие статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" и пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации о нераспространении в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давности на требования Российской Федерации по возврату бюджетных кредитов.
По результатам рассмотрения арбитражными судами в 2007-2008 годах исков Минфина России и банков-агентов о возврате просроченной задолженности по бюджетным кредитам сложилась различная судебная практика применения пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В целом по данной категории дел арбитражными судами по состоянию на 1 августа 2007 года принято 109 судебных актов, из них 40 актов вынесены с учетом нераспространения сроков исковой давности на требования по возврату бюджетных кредитов, 69 судебных актов вынесены с применением общего срока исковой давности.
Арбитражные суды, принявшие акты об отказе во взыскании задолженности по бюджетным кредитам по причине пропуска сроков исковой давности, указывают, что для применения пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходима специальная норма об обратной силе действия закона.
В представлениях Счетной палаты Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость принятия специальной нормы, устанавливающей распространение пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации на отношения, возникшие до 1 января 2008 года, с целью повышения эффективности мер по обеспечению полного погашения просроченной задолженности получателей бюджетных средств.
Принятие указанной нормы позволит предпринять меры по взысканию в судебном порядке числящейся на бюджетном учете во Внешэкономбанке просроченной задолженности около 120 должников федерального бюджета в общей сумме около 4,3 млрд. долларов США (по основному долгу и процентам), сроки исковой давности по которой истекли. Основной объем такой задолженности представляет собой задолженность организаций естественных монополий и предприятий топливно-энергетического комплекса, получивших бюджетные кредиты в период с 1992 года по 2000 год по линии Минтопэнерго России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем, принятие статьи 1 законопроекта, вступающей в силу с 1 января 2010 года, приведет к незначительному перераспределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию между бюджетами субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца второго пункта 18 статьи 346.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.