Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2008 году.
Сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Кроме того, сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 проекта закона, в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Данная льгота стимулирует работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в 2009 году составит 56,9 млрд. рублей, в 2010 году - 61,4 млрд. рублей, в 2011 году - 65,4 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, расходы на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и другие расходы.
В 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов при сохранении таких же, как и в 2008 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,5% к начисленной оплате труда. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2009 году - 65,7 млрд. рублей, в 2010 году - 74,0 млрд. рублей, в 2011 году - 82,4 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
За счет превышения страховых взносов над расходами формируются средства для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период совершенствования данного вида страхования.
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2009 году в 1,085 раза, в 2010 году в 1,07 раза и в 2011 году в 1,068 раза.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 - 2011 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 - 2011 гг.
|
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Публичные нормативные обязательства Фонда |
тыс. рублей |
36 463 778,2 |
39 303 532,9 |
42 274 097,8 |
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
1 850,0 |
2 000,0 |
2 100,0 |
|
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
1 850,0 |
2 000,0 |
2 100,0 |
|
Международное сотрудничество |
тыс. рублей |
1 850,0 |
2 000,0 |
2 100,0 |
|
Взносы в международные организации |
тыс. рублей |
1 850,0 |
2 000,0 |
2 100,0 |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
604 425,4 |
646 735,1 |
690 713,1 |
|
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
604 425,4 |
646 735,1 |
690 713,1 |
|
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
тыс. рублей |
23 037,7 |
24 650,3 |
26 326,5 |
|
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
тыс. рублей |
23 037,7 |
24 650,3 |
26 326,5 |
|
Социальная помощь |
тыс. рублей |
581 387,7 |
622 084,8 |
664 386,6 |
|
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
581 387,7 |
622 084,8 |
664 386,6 |
|
Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных |
тыс. рублей |
581 387,7 |
622 084,8 |
664 386,6 |
|
Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, передаваемые Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных предусмотрены в 2009 - 2011 годах исходя из объема планового значения в соответствии с бюджетом Фонда на 2008 год (в 2008 году предусмотрены в объеме 535 841,2 тыс. рублей в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 6.02.2007 N 814-ВС) с учетом индексов потребительских цен в 2009 - 2011 гг. | |||||
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
56 322 048,3 |
60 726 493,3 |
64 735 970,3 |
|
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
54 506 187,0 |
59 419 422,8 |
63 633 431,6 |
|
Руководство и управление в сфере установленных функций |
тыс. рублей |
5 125 047,4 |
5 702 108,4 |
6 127 524,7 |
|
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
5 125 047,4 |
5 702 108,4 |
6 127 524,7 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
Денежное содержание |
тыс. рублей |
3 578 858,2 |
4 011900,0 |
4 284 709,1 |
|
Расходы на содержание аппарата |
тыс. рублей |
1 038 624,7 |
1 140 039,0 |
1 249 437,5 |
|
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования для аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
91 595,7 |
100 480,5 |
109 322,8 |
|
Организация и ведение единой интегрированной информационной системы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
405 312,6 |
438 146,7 |
471 566,7 |
|
Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов по международной работе |
тыс. рублей |
10 656,2 |
11 542,2 |
12 488,5 |
|
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
тыс. рублей |
267 840,0 |
267 840,0 |
279 080,0 |
|
Строительство объектов общегражданского назначения |
тыс. рублей |
267 840,0 |
267 840,0 |
279 080,0 |
|
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
267 840,0 |
267 840,0 |
279 080,0 |
|
Социальная помощь |
тыс. рублей |
49 113 299,6 |
53 449 474,4 |
57 226 826,9 |
|
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
47 113 299,6 |
51449 474,4 |
55 226 826,9 |
|
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
2 968 541,6 |
3 464 326,8 |
3 997 659,8 |
|
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
тыс. дней |
4 820,0 |
4 820,0 |
4 820,0 |
|
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году |
рублей |
615,88 |
718,74 |
829,39 |
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, рассчитанный исходя из среднего размера пособия за 2007 год (392,60 рубля), с учетом коэффициента роста фонда оплаты труда в году по отношению к предыдущему году и поправочного показателя (93,3 %) |
|
|
|
|
|
где: |
|
|
|
|
|
коэффициент роста фонда оплаты труда в году по отношению к предыдущему году (1,303 и 1,239 - коэффициенты роста фонда оплаты труда, соответственно, в 2008 году по отношению к 2007 году и в 2009 году по отношению к 2008 году, то есть 1,615 - в целом в 2009 году по отношению к 2007 году) в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года |
|
1,615 |
1,179 |
1,165 |
|
93,3 % - поправочный показатель, характеризующий отставание роста среднего размера дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием из года в год от роста фонда оплаты труда из года в год (наибольшее значение по данным Фонда за 2005 - 2007 годы) |
|
|
|
|
|
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
тыс. рублей |
2 968 541,6 |
3 464 326,8 |
3 997 659,8 |
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году х общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
|
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты |
тыс. рублей |
651 191,6 |
696 381,1 |
743 888,0 |
|
Средний размер единовременной страховой выплаты в году |
рублей |
29 280,2 |
31 312,1 |
33 448,2 |
|
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году х 0,521 |
|
|
|
|
|
где: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году |
рублей |
56 200,0 |
60 100,0 |
64 200,0 |
|
сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году х индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году |
|
|
|
|
|
при этом: |
|
|
|
|
|
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2008 году равна 51 800,0 рублей (в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 183 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов") |
|
|
|
|
|
индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года |
|
1,085 |
1,070 |
1,068 |
|
0,521 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (среднее значение по данным Фонда за 2005- 2007 оды) |
|
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году |
выплат |
22 240 |
22 240 |
22 240 |
|
на уровне ожидаемого числа единовременных страховых выплат в 2008 году (22 240 выплат) |
|
|
|
|
|
Расходы на единовременные страховые выплаты в году |
тыс. рублей |
651 191,6 |
696 381,1 |
743 888,0 |
|
средний размер единовременной страховой выплаты в году х число единовременных страховых выплат в году |
|
|
|
|
|
Ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
32 844 045,0 |
35 142 825,0 |
37 532 550,0 |
|
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году |
рублей |
5 092,1 |
5 448,5 |
5 819,0 |
|
средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году х коэффициент индексации в году |
|
|
|
|
|
где: |
|
|
|
|
|
средний размер ежемесячной страховой выплаты, прогнозируемый во втором полугодии 2008 года равен 4 693,2 рубля |
|
|
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,085 |
1,070 |
1,068 |
|
Число ежемесячных страховых выплат в году |
тыс. выплат |
6 450,0 |
6 450,0 |
6 450,0 |
|
число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2009-2011 годах на уровне ожидаемого числа ежемесячных страховых выплат в 2008 году (6 450,0 тыс. выплат) |
|
|
|
|
|
Расходы на ежемесячные страховые выплаты в году |
тыс. рублей |
32 844 045,0 |
35 142 825,0 |
37 532 550,0 |
|
средний размер ежемесячной страховой выплаты в году х число ежемесячных страховых выплат в году |
|
|
|
|
|
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
10 227 481,4 |
11715 871,0 |
12 512 550,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
6 300 552,0 |
7 514 056,5 |
8 025 012,2 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
на медицинскую реабилитацию |
тыс. рублей |
5 918 946,8 |
6 936 240,7 |
7 264 208,4 |
|
на социальную реабилитацию |
тыс. рублей |
378 019,1 |
573 249,0 |
755 790,9 |
|
на профессиональную реабилитацию |
тыс. рублей |
3 586,1 |
4 566,8 |
5 012,9 |
|
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
3 926 929,4 |
4 201814,5 |
4 487 537,9 |
|
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2009 - 2011 годах предусмотрены в объеме планового значения в соответствии с бюджетом Фонда на 2008 год с учетом индексов потребительских цен в 2009 - 2011 г.г. и данных о динамике числа выплат за ряд лет. | |||||
Доставка и пересылка страховых выплат |
тыс. рублей |
422 040,0 |
430 070,5 |
440 179,0 |
|
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат в году |
тыс. рублей |
422 040,0 |
430 070,5 |
440 179,0 |
|
сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году х средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году, |
|
|
|
|
|
где: |
|
|
|
|
|
средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году (исходя из значения в 2007 году с учетом тенденции его изменения за ряд лет по данным Фонда) |
% |
1,26 |
1,20 |
1,15 |
|
Проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами |
тыс. рублей |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
2 000 000,0 |
|
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
74 271,8 |
79 470,9 |
84 875,0 |
|
Прикладные научные исследования и разработки |
тыс. рублей |
13 732,3 |
14 693,6 |
15 692,8 |
|
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
тыс. рублей |
13 732,3 |
14 693,6 |
15 692,8 |
|
Социальная помощь |
тыс. рублей |
60 539,5 |
64 777,3 |
69 182,2 |
|
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
60 539,5 |
64 777,3 |
69 182,2 |
|
Проведение научно-исследовательских работ по охране труда |
тыс. рублей |
60 539,5 |
64 777,3 |
69 182,2 |
|
Средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, передаваемые Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на финансирование научно-исследовательских работ по охране труда в 2009 - 2010 годах, предусмотрены в объеме планового значения в соответствии с бюджетом Фонда на 2008 год с учетом индексов потребительских цен в 2009 - 2011 г.г. | |||||
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 741 589,5 |
1 227 599,6 |
1 017 663,7 |
|
Реализация государственных функций в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 741 589,5 |
1 227 599,6 |
1 017 663,7 |
|
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
177 787,4 |
190 695,2 |
204 171,3 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности |
тыс. рублей |
25 606,0 |
27 398,4 |
29 261,5 |
|
информационно-разъяснительная деятельность |
тыс. рублей |
20 669,2 |
22 116,1 |
23 620,0 |
|
прочие текущие расходы |
тыс. рублей |
131 512,2 |
141 180,7 |
151 289,8 |
|
Осуществление мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов |
тыс. рублей |
567 336,4 |
|
|
|
Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
996 465,7 |
1 036 904,4 |
813 492,4 |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
56 928 323,7 |
61 375 228,4 |
65 428 783,4 |
|
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года |
тыс. рублей |
3 807 081,6 |
4 096 796,5 |
4 367 371,3 |
|
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года предусматривается в объеме 75 процентов всех видов расходов на январь последующего года |
тыс. рублей |
3 807 081,6 |
4 096 796,5 |
4 367 371,3 |
|
(месячная сумма всех расходов в году х индекс роста цен в последующем году по отношению к текущему году х 75%) |
|
|
|
|
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009-2011 г.г.
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (на три года) размер среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,5%
1 |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Средний тариф страховых взносов в 2009-2011 г.г.: |
% |
0,52 |
0,50 |
0,48 |
Фонд оплаты труда, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2009-2011 г.г. |
тыс.руб. |
12 888 000 000,0 |
15 200 000 000,0 |
17 708 000 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,98 |
0,98 |
0,98 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов |
тыс.руб. |
65 677 248,0 |
74 033 120,0 |
82 430 740,0 |
(фонд оплаты труда, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году х коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
|
|
|
|
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений, дополнений в действующие акты федерального законодательства или принятия новых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.