Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 9-О04-74
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Свиридова Ю.А.,
судей Семёнова Н.В. и Тонконоженко А.И.
рассмотрела в судебном заседании 7 декабря 2004 года кассационное представление государственного обвинителя Грачева С.Ю., кассационную жалобу потерпевшей М. на приговор Нижегородского областного суда от 30 сентября 2004 года, по которому
Сухарев А.В., ..., ранее судимый:
1. 16 февраля 1999 года по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год и 6 месяцев,
2. 17 августа 1999 года по п.п. "а, б" ч. 2 ст. 158, п. "б" ч. 2 ст. 161 УК РФ с применением ст. 70 УК РФ к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы, освобожден 21 августа 2003 года по отбытии наказания,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ на 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено о взыскании в счет возмещения материального ущерба и в счет компенсации морального вреда.
Судом также разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Семёнова Н.В., мнение прокурора Глумовой Л.А., поддержавшей доводы представления, установила:
Сухарев осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевших С. и Б. повлекшим по неосторожности их смерть.
Преступления совершены 28 февраля 2004 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении государственный обвинитель Грачев С.Ю. просит отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство в связи с неправильной квалификацией действий Сухарева и мягкостью назначенного ему наказания, считает, что то обстоятельство, что потерпевшие скончались в больнице, не является доказательством отсутствия у Сухарева умысла на лишение потерпевших жизни, суд не учел, что в качестве орудия преступления Сухарев использовал металлическую гантель, которой нанес удары по голове потерпевших, нанес также множественные удары ножкой от стула по голове и телу потерпевших, кроме того, из показаний свидетеля В. следует, что Сухарев высказывал угрозы убийством С. и Б. а после нанесенных ударов заявил, что убил их, что указывает на наличие у него прямого умысла на убийство.
В кассационной жалобе потерпевшая М. просит отменить приговор и направить дело на дополнительное расследование, утверждает, что потерпевших избивали, кроме Сухарева, еще два человека, считает, что суд назначил Сухареву излишне мягкое наказание.
В возражениях на кассационное представление обвинителя осужденный Сухарев просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных представления государственного обвинителя и жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим отмене по следующим основаниям.
Органами предварительного расследования Сухарев обвинялся в убийстве двух лиц, и его действия были квалифицированы по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Квалифицируя действия Сухарева по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевших, повлекшего по неосторожности их смерть, суд указал в приговоре, что его действия были направлены на причинение потерпевшим тяжких телесных повреждений, смерть потерпевших наступила в больнице спустя несколько дней после получения ими телесных повреждений.
Суд также указал, что об отсутствии у Сухарева умысла на убийство свидетельствуют и его действия после причинения телесных повреждений: он был убежден, что оба потерпевших подают признаки жизни при этом, при наличии умысла на убийство, имел реальную возможность довести его до конца, но не сделал этого, а обратился к М. с просьбой вызвать "скорую помощь".
Между тем, делая вывод об отсутствии у Сухарева умысла на лишение потерпевших жизни, суд не дал оценки способу и орудию преступления - нанесение ударов металлической гантелью по головам потерпевших, характеру причиненных потерпевшим телесных повреждений, которые получили травмы головы в виде переломов костей свода и основания черепа.
Кроме того, не дал суд оценки и показаниям свидетеля В. из которых следует, что Сухарев высказывал угрозы убийством С. и Б., а после нанесенных ударов заявил, что убил их.
При таких обстоятельствах приговор не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене.
При новом судебном разбирательстве суду при решении вопроса о направленности умысла Сухарева следует исходить из всех обстоятельств содеянного им, и, в частности, из способа и орудия преступления, количества, характера и локализации телесных повреждений, причиненных потерпевшим, его предшествовавшего и последующего поведения, необходимо дать оценку доказательствам в совокупности, и, в том числе, показаниям свидетеля В.
В том случае, если суд придет к выводу, что Сухарев виновен в более тяжком преступлении, назначенное ему наказание нельзя признать справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Нижегородского областного суда от 30 сентября 2004 года в отношении Сухарева А.В. отменись и дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий |
Ю.А. Свиридов |
Судьи |
Н.В. Семёнов |
|
А.И. Тонконоженко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 9-О04-74
Текст определения официально опубликован не был