Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. N 91-Г03-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной,
судей Т.И. Еременко и Г.В. Макарова
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 ноября 2003 года дело по заявлению Прокурора Псковской области о признании Закона Псковской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия, по кассационному представлению прокурора отдела прокуратуры Псковской области на решение Псковского областного суда от 11 августа 2003 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Прокурора Псковской области о признании Закона Псковской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений" противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения представителя администрации Псковской области по доверенности Р.Н. Лунгиной, возражавшей против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Закона Псковской области от 6 июня 2003 года N 271-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений" противоречащим федеральным законам.
В обоснование заявления указал на то, что этим нормативным актом органам местного самоуправления всех муниципальных образований в Псковской области делегируются государственные полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере управления образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Однако, в нарушение ст. 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 4 Закона Псковской области от 25 декабря 1997 г. "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" в оспариваемом Законе Псковской области не предусмотрена передача материальных и финансовых средств, необходимых для выполнения делегированных государственных полномочий, не рассмотрен и не закреплен правовой нормой вопрос о порядке, объемах и сроках передачи материальных, финансовых средств муниципальным образованиям для реализации названных полномочий.
Представители Псковского областного Собрания депутатов и Администрации Псковской области с заявлением прокурора не согласились и просили отказать в удовлетворении данного заявления в связи с тем, что источники и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере управления образованием определены другими федеральными законами.
По делу постановлено указанное выше решение.
Прокурор отдела прокуратуры Псковской области подал кассационное представление, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как видно из дела, 29 мая 2003 года Псковским областным Собранием Депутатов был принят, а 6 июня 2003 года подписан главой администрации Псковской области Закон Псковской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений", в соответствии с которым, органам местного самоуправления всех муниципальных образований в Псковской области делегируются государственные полномочия органа исполнительной власти области в сфере управления образованием по лицензированию образовательной деятельности в муниципальных образовательных учреждениях определенных типов.
Прокурор указал, что при принятии указанного Закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен был одновременно предусмотреть отдельные правовые нормы, регламентирующие порядок предоставления материальных и финансовых средств, необходимых муниципальным образованиям для реализации делегированных государственных полномочий, в частности на оплату труда сотрудников, техническое обеспечение, обеспечение контрольных функций за исполнением лицензиатом лицензионной деятельности и проч. Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без предварительного выделения материальных и финансовых средств недопустима, и в этом усматривается несоответствие областного Закона действующему федеральному законодательству.
Суд не согласился с позицией прокурора, указав, что действующим федеральным законодательством уже предусмотрен порядок возмещения расходов, связанных с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления.
Так, в соответствии с п.п. 7 и 11 ст. 33 Закона РФ от 10 июля 1992 года (в ред. от 07.07.2003 г.) "Об образовании" лицензия на право ведения образовательной деятельности выдаётся государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии; затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем.
Согласно п. 18 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 796 (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731), расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения; порядок определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии, обеспечивающей возмещение произведенных затрат, устанавливает Министерство образования Российской Федерации.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 апреля 2001 года N 1690 утвержден Порядок определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланку лицензии на осуществление образовательной деятельности, которым установлены единые правила определения прямых затрат (плата за экспертизу и изготовление бланка лицензии), а также косвенных (накладных) расходов, связанных с лицензированием образовательной деятельности и включающих затраты на организационное, финансовое и техническое обеспечение проведения экспертизы, приобретение и обслуживание компьютерной и оргтехники, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и др.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в бюджете субъекта.
Дав анализ действующему законодательству и приведенным выше правовым нормам видно, что действующим федеральным законодательством уже определены источники финансирования и порядок установления расходов, необходимых муниципальным образованиям для реализации делегируемых им государственных полномочий по лицензированию образовательной деятельности.
Поэтому суд считает, что отсутствие в оспариваемом прокурором областном Законе специальных норм, регламентирующих порядок предоставления муниципальным образованиям материальных и финансовых ресурсов для реализации государственных полномочий, не является основанием считать Закон Псковской области противоречащим действующему законодательству.
Довод в кассационном представлении о том, что помимо затрат на проведение экспертизы и изготовление бланков необходимы и другие расходы (техническое обеспечение и заработную плату сотрудника) не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку Министерством образования РФ приказом от 13 апреля 2001 года утвержден порядок определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности, согласно которому все расходы на лицензирование несут лицензиаты, что не противоречит федеральному законодательству.
Ссылка на постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года и позицию Верховного Суда РФ, высказанную в определении по конкретному делу, также не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, т.к. эти положения высказаны в связи с рассмотрением других споров и не имеет отношения к разрешению данного спора.
Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 11 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора отдела прокуратуры Псковской области Соловей Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. N 91-Г03-10
Текст определения официально опубликован не был