Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 91-Г03-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей Т.И. Ерёменко и В.Н. Меркулова
рассмотрела в судебном заседании от 14 июля 2003 года дело по заявлению Прокурора Псковской области о признании Постановлений Администрации Псковской области от 25 декабря 2001 года N 459 "О порядке организации использования автомобильных дорог на платной основе" и от 27 февраля 2002 года N 72 "Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установлении платы за проезд по данным автомобильным дорогам" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению по кассационному представлению прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Псковской области на решение Псковского областного суда от 17 апреля 2003 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления прокурора Псковской области о признании Постановления Администрации Псковской области от 21 февраля 2002 года N 72 "Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установлении платы за проезд по данным автомобильным дорогам" противоречащим федеральному законодательству недействующим и не подлежащим применению отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения представителей администрации Псковской области А.П. Сутугина, Р.Н. Лугиной и Т.Ю. Самойловой, возражавших против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Псковской области обратился в суд с заявлением о признании Постановлений Администрации Псковской области об использовании некоторых территориальных дорог на платной основе противоречащими федеральному законодательству.
Требование мотивировал тем, что указанными Постановлениями на некоторых автомобильных дорогах областной собственности, примыкающих к границам Эстонской и Латвийской Республик, а также к границе Республики Беларусь, установлено взимание платы с владельцев транспортных средств за проезд по этим дорогам.
Нормативные правовые акты Администрации Псковской области о введении на территории области платы за проезд по этим дорогам приняты с превышением предоставленных органу исполнительной власти полномочий, противоречат действующему гражданскому и налоговому законодательству, не соответствуют иным нормативным актам и международным договорам.
В дальнейшем в ходе рассмотрения дела прокурор попросил о признании противоречащим федеральному законодательству одного Постановления Администрации Псковской области от 27 февраля 2002 г. N 72 "Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установлении размера платы за проезд по данным автомобильным дорогам" в новой его редакции от 31 марта 2003 г.
При этом сослался на то, что указанным Постановлением Администрации области введены платные участки дорог областной собственности, примыкающих к границам Российской Федерации с Эстонией, Латвией и Белоруссией, оплата за проезд, по которым производится на специальных въездных и выездных контрольных пунктах. По существу взимаемые за проезд по платным участкам дорог суммы являются платой за въезд и выезд иностранных физических и юридических лиц на территорию или с территории Российской Федерации. Взимание платы за въезд и выезд в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть введено только федеральными законами либо Правительством Российской Федерации, но не законами субъектов или иными правовыми актами органов исполнительной власти.
Кроме того, Постановление N 72 в редакции от 31 марта 2003 г. противоречит также Указу Президента российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации" и утвержденным Правительством РФ "Временным правилам организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов", в соответствии с которыми эксплуатация автомобильных дорог на платной основе может осуществляться лишь при условии указания конкретных бесплатных дорог того же направления. В Постановлении Администрации Псковской области N 72 не указаны дороги для бесплатного проезда.
Постановление N 72 противоречит и нормам международного права. В частности, международными соглашениями Правительства Российской Федерации с Правительствами Латвийской и Эстонской Республик не предусмотрено введение ограничений для движения через таможенную границу в виде установления платы за проезд по дорогам, примыкающим к международным пунктам пропуска.
Представитель Администрации Псковской области и представитель заинтересованного лица - территориального дорожного комитета Псковской области с требованиями прокурора не согласились и полагали, что введение в Псковской области платных автомобильных дорог осуществлено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 973 и не противоречит международным соглашениям Российской Федерации.
По делу постановлено указанное выше определение.
На указанное решение прокурор области подал кассационное представление, в котором просил отменить постановленное по делу решение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены постановленного по делу решения.
Как установлено судом, постановлением Администрации Псковской области от 25 декабря 2001 года N 495 "О порядке организации использования автомобильных дорог на платной основе" в связи с прекращением инвестиций на развитие автомобильных дорог области на некоторых автомобильных дорогах с достаточной интенсивностью движения признано целесообразным введение платы за проезд по данным дорогам.
В дальнейшем, в развитие указанного выше акта, Администрацией Псковской области было издано Постановление N 72 от 27 февраля 2002 г. "Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установлении размера платы за проезд по данным автомобильным дорогам", которым были определены конкретные участки автомобильных дорог областной собственности, примыкающих к границам Российской Федерации между Эстонией, Латвией и Белоруссией, проезд, по которым осуществлялся на платной основе, и установлены конкретные размеры платы для различных групп и видов транспортных средств (л.д. 7).
Суд пришел к выводу о том, что введение платности за проезд по некоторым автомобильным дорогам в Псковской области не противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. N 728 "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской федерации" в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов па строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог субъектам Российской Федерации предоставлено право принятия решений об эксплуатации дорог, находящихся в собственности субъектов, на платной основе. Согласно этому Указу, проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и плата за проезд по некоторым участкам может вводиться независимо от того, примыкают ли эти участки к государственной границе или нет.
Суд также пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Администрации Псковской области не противоречит Федеральному закону от 15 августа 1996 г. (в новой редакции) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и утверждение прокурора о том, что плата за проезд по платным участкам дорог, выходящим к государственной границе Российской Федерации, является по существу платой на въезд и выезд для граждан и юридических лиц признал несостоятельным.
При этом суд принял во внимание, что Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не предусматривает в числе оснований для лишения права на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации не внесение гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства платы за пользование платными дорогами, а, кроме того, наличие бесплатных автомобильных дорог в том же направлении, примыкающих к границе Российской Федерации в других международных пунктах пропуска. позволяет гражданам и иным перевозчикам беспрепятственно пересекать государственную границу Российской Федерации без обязательного несения расходов по оплате за пользование платными дорогами.
Не нашли своего подтверждения и доводы прокурора о том, что Постановление Администрации Псковской области N 72 в новой его редакции не соответствует Указу Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации", поскольку в данном Постановлении не указаны бесплатные автомобильные дороги в том же направлении.
Так, в самом Указе Президента Российской Федерации N 728 отсутствует такое условие принятия решения о введении платных дорог, как предоставление пользователям дорог информации о наличии возможных вариантов бесплатного проезда.
Кроме того, в Постановлении Администрации Псковской области от 25 декабря 2001 г., которое прокурором не оспаривается, на Территориальный дорожный комитет возложена обязанность информировать пользователей автомобильных дорог и о тарифах за проезд по платным участкам (п. 3.3 "Временного положения об организации использования на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов на территории Псковской области", утвержденного Постановлением N 495).
Суд установил, что необходимая для пользователей дорог информация о бесплатных дорогах того же направления и тарифах за проезд по платным дорогам уже имеется и она обозначена перед въездами на платные участки. Кроме того. Территориальным дорожным комитетом также принимаются меры по установлению дополнительных дорожных знаков, информирующих водителей как о приближении к платным дорогам, так и возможных путях движения по бесплатным дорогам того же направления.
Не нашел своего подтверждения и довод прокурора о том, что Постановление Администрации N 72 "Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установлении платы за проезд по данным автомобильным дорогам" в редакции от 31 марта 2003 г. находится в противоречии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими освобождение иностранных перевозчиков от уплаты государственных налогов и сборов и иное ограничение их движения через таможенную границу Российской Федерации.
Суд указал в решении, что наличие альтернативного бесплатного проезда для иностранных перевозчиков в том же направлении через иные пункты пересечения государственной границы Российской Федерации (а на каждом участке границы с Эстонией, Латвией и Белоруссией таких пунктов несколько) гарантирует иностранным перевозчикам возможность беспрепятственного пересечения границ и дальнейшего движения по дорогам Псковской области и Российской Федерации в целом, поэтому введение администрацией Псковской области платы за пользование конкретными участками автомобильных дорог областной собственности, указанными в Постановлении Администрации N 72, не противоречит международным соглашениям Российской Федерации, поскольку за иностранными пользователями дорог сохраняется право выбора, дорогой какой категории (платной или бесплатной) он будет двигаться в дальнейшем по Псковской области.
Доводы в кассационном представлении о том, что суд не учел всех обстоятельств, установленных по делу. По существу сводятся к переоценке доказательств, установленных судом и не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 17 апреля 2003 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.Н. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 91-Г03-5
Текст определения официально опубликован не был