Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 мая 2007 г. N КАС07-181
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Манохиной Г.В., членов коллегии - Меркулова В.П., Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.
рассмотрела в судебном заседании 17 мая 2007 года гражданское дело по заявлению Гниденко В.В. о признании недействующими с момента издания пункта "г" и последнего абзаца статьи 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июня 2005 года N 367 (далее - Порядок), по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителя ФСБ РФ Чурикова С.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гниденко В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что оспариваемые положения Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июня 2005 года N 367, о том, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)", надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается в размере 50 процентов, а премия за образцовое выполнение воинского долга может выплачиваться по решению руководителя (начальника), противоречат законодательству.
Так, согласно пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам, проходящим военную службу по контракту, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается только в зависимости от
состава военнослужащих, определенного статьей 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также местности прохождения военной службы в размере до 120 процентов оклада по воинской должности. При этом закон не связывает возможность выплаты этой надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также ее размер с тем обстоятельством, что они зачислены в распоряжение руководителя (начальника).
Не соответствует законодательству, по мнению заявителя, и указание, содержащееся в последнем абзаце статьи 1 Порядка, о том, что премия за образцовое выполнение воинского долга может выплачиваться по решению руководителя (начальника), поскольку предоставляет должностным лицам возможность неоднозначно трактовать это указание.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2007 года в удовлетворении указанных требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Гниденко В.В., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. Оспариваемые положения пункта "г" и последнего абзаца статьи 1 Порядка, по его мнению, противоречат законодательству. При этом, далее указывается в жалобе, суд не принял во внимание представленные им доказательства, не определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил законы, подлежавшие применению (ст. 38 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, часть 2 статьи 3, п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" материальное и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
Статья 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности, месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также месячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в качестве дополнительной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предусмотрена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120 процентов оклада по воинской должности в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.
Этим же пунктом Федерального закона предписано, что размеры и порядок применения указанной надбавки для военнослужащих определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
На основании указанной нормы Закона, приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июня 2005 года N 367 был утвержден Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника).
Из пункта "г" статьи 1 Порядка следует, что надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим Федеральной службы безопасности Российской Федерации, зачисленным в распоряжение, установлена в размере 50 процентов оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение.
Таким образом, следует признать, что указанная надбавка для таких военнослужащих определена федеральным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании этого предписания Закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей". Постановлением (приложение N 2) предусмотрен порядок выплаты премии за образцовое выполнение воинского долга, в соответствии с которым производство этой выплаты поставлено в зависимость от исполнения военнослужащим служебных обязанностей по конкретной воинской должности. Военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплата премии не предусмотрена.
Вместе с тем, установление оспариваемым приказом возможности выплаты премии военнослужащим, находящимся в распоряжении, не противоречит вышеуказанному постановлению Правительства Российской Федерации. Это следует из подпункта 36 пункта 11 раздела 4 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 тола N 960, который предоставил Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации право определять порядок и условия выплат премий военнослужащим.
Вопреки утверждению заявителя в жалобе, последний абзац статьи 1 Порядка, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июня 2005 года N 367, не противоречит ни пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни статье 38 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку обжалуемый абзац сформулирован ясно и не допускает двоякого толкования, в нем заложен правовой механизм реализации - принятие решения руководителем (начальником) о выплате премии за образцовое выполнение воинского долга.
При таких данных следует признать, что оспариваемые положения последнего абзаца статьи 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июня 2005 года N 367, не противоречат ни действующему законодательств), ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гниденко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии: |
В.П. Меркулов |
|
В.В. Хомчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 мая 2007 г. N КАС07-181
Текст определения официально опубликован не был