Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2008 г. N КАС07-728
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - А.И. Федина,
членов коллегии - Г.В. Манохиной, В.В. Хомчика,
с участием прокурора В.И. Багателии
рассмотрела в судебном заседании 15 января 2008 года гражданское дело по заявлению Николаева С.В. о признании незаконным и недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом", по кассационной жалобе заявителя, поданной его представителем Мироновым В.В., на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителя Министерства обороны Российской Федерации Украинцева О.Ю., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Николаев С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" противоречат действующему законодательству, поскольку они не предполагают проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом.
В частности, положения этого приказа, по мнению заявителя, противоречат:
- пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- постановлению Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации";
- абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
- Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, поскольку допускают передачу воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей;
- подпункту "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы";
- приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей";
- приказу Министерства образования Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. N 4114 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно - педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации".
При этом Николаев С.В. указывает, что он проходил военную службу по контракту на различных преподавательских (научных) должностях постоянного состава ... института ... с 1997 года.
6 августа 2006 года в связи с истечением срока действия контракта о прохождении военной службы он подал рапорт по команде о желании заключить (продлить) контракт о прохождении военной службы.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий с 1 сентября 2006 года занимаемая им должность старшего научного сотрудника была сокращена, и с 21 декабря 2006 года он освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника ...
Вопрос о его назначении на должность остается не разрешенным. Начальник ... объясняет это отсутствием вакантных должностей, хотя, как стало известно заявителю, в институте имеется около 50 вакантных воинских должностей профессорско-преподавательского состава, но конкурс на замещение этих должностей с 2004 года не объявлялся.
От представителей командования ему известно, что конкурс на замещение указанных должностей не объявлялся в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, который не предполагает проведения таких конкурсов среди гражданского персонала при замещении воинских должностей.
Таким образом, делает вывод Николаев С.В., положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом" нарушают его право на равный доступ к замещению воинских профессорско-преподавательских должностей вместе с гражданским персоналом, которые могут (согласно приказу), в отличие от военнослужащих, замещать эти должности без проведения конкурсного отбора.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2007 года в удовлетворении заявления Николаева С.В. отказано.
В кассационной жалобе Николаев С.В., не соглашаясь с решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2007 года, просит его отменить. Заявитель считает, что обжалуемый приказ Министра обороны Российской Федерации не соответствует требованиям законодательства и издан специально для того, чтобы не проводить конкурсного отбора в военных институтах. Именно на этот приказ и ссылаются представители командования, когда не проводят конкурсного отбора. Представители Министерства обороны в судебном заседании утверждали, что виною всему - правоприменительная практика. Такому положению дел также потворствует Военная прокуратура ЛенВО. Таким же образом поступают и судебные органы - Кронштадтский гарнизонный военный суд, 224 гарнизонный военный суд, Балтийский флотский военный суд, которые со ссылкой на обжалуемый приказ Министра обороны Российской Федерации подтверждают правомерность того, что начальником не проводятся конкурсы и переводятся воинские преподавательские должности в гражданский отдел кадров.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что Министру обороны Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом.
Руководствуясь данным требованием федерального закона, Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 28 января 2004 года N 20, которым утвердил Перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом.
Этот приказ Министра обороны Российской Федерации прошел государственную регистрацию и официально опубликован в установленном порядке.
Суд первой инстанции, вопреки утверждению заявителя в жалобе, проанализировав оспариваемые положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом", пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", постановлению Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", а также другим нормативным правовым актам) и не нарушают прав и охраняемых законом интересов военнослужащих.
Анализ положений приведенных законов и изданных в соответствии с ними нормативных правовых актов позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что как для гражданских, так и для военных высших учебных заведений установлен единый порядок замещения вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, предусматривающий проведение соответствующего конкурсного отбора. При этом лицам профессорско-преподавательского состава из числа военнослужащих предоставлено, вопреки утверждению заявителя, преимущественное право на замещение воинских профессорско-преподавательских должностей.
Приказ же Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20, как это правильно указано в судебном решении, лишь устанавливает соответствующие воинские должности, в том числе и профессорско-преподавательского состава, которые разрешается замещать гражданским персоналом, но не определяет механизма урегулирования вопросов, касающихся проведения соответствующего конкурсного отбора при замещении воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданским персоналом, а также передачи воинских должностей профессорско-преподавательского состава в отдел кадров гражданских должностей.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 года N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации" не нарушает прав военнослужащих, а также его права на труд и право на равный доступ к замещению воинских профессорско-преподавательских должностей вместе с гражданским персоналом.
При этом правильно указал суд первой инстанции в решении, что действия воинских должностных лиц, связанные с неназначением Николаева С.В. на соответствующую должность, не относятся к предмету судебного разбирательства по данному делу и не могут повлиять на законность оспариваемого нормативного правового акта. Оспаривание действий должностных лиц не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление об оспаривании таких решений и действий должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, действия которого оспариваются.
Если заявитель считает что судебными органами (Кронштадтским гарнизонным военным судом, 224 гарнизонным военным судом, Балтийским флотским военным судом) приняты по его заявлениям по данному вопросу неправомерные решения со ссылкой на обжалуемый приказ Министра обороны Российской Федерации, то он вправе обжаловать эти решения по правилам, предусмотренным разделами 3 и 4 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Николаева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Члены коллегии |
Г.В. Манохина |
|
В.В. Хомчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2008 г. N КАС07-728
Текст определения официально опубликован не был