Решение Верховного Суда РФ от 23 мая 2002 г. N ГКПИ02-388
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС 02-381 настоящее решение отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Колычевой Г.А.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "Уралсевергаз" о признании частично недействительным (незаконным) абзаца 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 августа 2001 года N 593), установил:
закрытое акционерное общество "Торговый дом "Уралсевергаз" является коммерческой организацией, осуществляющей реализацию газа потребителям, находящимся на территории Свердловской области, добываемого организациями - производителями газа (ОАО НК "Таркосаленефтегаз", ЗАО "Пургаз"), не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз".
ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" обратилось в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что нормативный правовой акт Правительства РФ в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями - независимыми производителями, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", и реализуемого ими по свободным (рыночным) ценам, не соответствует нормам статьи 424 Гражданского кодекса РФ, статьям 8, 20, 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", нарушает право акционерного общества на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В судебном заседании представители ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" Щербаков С.В. и Василенко А.В. заявленное требование поддержали.
Представители Правительства Российской Федерации Качкин Г.Л., Исупов Н.Д., Шохина О.М. с указанным требованием не согласились и просили оставить его без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" отказать, Верховный Суд РФ находит, что заявление ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (ред. 31.12.1997) содержит развернутый перечень полномочий Правительства РФ в различных сферах государственной жизни.
В соответствии со статьями 14, 23 Федерального конституционного закона Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.
Одним из способов реализации полномочий Правительства РФ является издание им постановлений.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 (ред. 08.07.1995) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) Правительству РФ поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено по делу, во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
Абзацем 1 Перечня установлено, что Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам), нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).
По смыслу приведенной нормы государственное регулирование цен распространяется на любую последующую продажу, в том числе конечному потребителю, самостоятельным хозяйствующим субъектом (в частности, ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз") газа, добываемого организациями - независимыми производителями и реализуемого ими по свободным (рыночным) ценам.
Оспаривая абзац 1 Перечня, заявитель ссылается на то, что федеральное законодательство устанавливает государственное регулирование цен на продукцию и услуги только субъектов естественных монополий и не предусматривает полномочий Правительства РФ по государственному регулированию цен на реализуемый самостоятельным хозяйствующим субъектом газ, произведенный организациями - независимыми производителями газа. Применение регулируемых цен препятствует ЗАО "Торговый дом "Уралсевергаз" осуществлять предпринимательскую деятельность, ведет к потере значительной части прибыли, поскольку, не имея отношения к субъектам естественных монополий, оно вынуждено поставлять газ конечным потребителям Свердловской области, добываемый независимыми производителями, не по свободным (договорным) ценам, а по цене, которая устанавливается для субъектов естественных монополий.
Суд считает такие доводы необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральным законом, предоставляющим Правительству РФ право на осуществление государственного регулирования цен на газ, добываемый организациями - независимыми производителями газа является Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство РФ в области газоснабжения устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Порядок реализации этого полномочия Правительства РФ определен в статье 21 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
По решению Правительства РФ регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций.
Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" с изменением от 20 августа 2001 года и является решением Правительства РФ по регулированию цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья.
Таким образом, издавая Перечень в оспариваемой заявителем части, Правительство РФ действовало в пределах своих полномочий, в полном соответствии с федеральными законами, нормативным Указом Президента РФ. Права заявителя данным нормативным актом не нарушаются.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания незаконным абзаца 1 Перечня в обжалуемой заявителем части не имеется.
Руководствуясь статьями 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление закрытого акционерного общества "Торговый дом "Уралсевергаз" о признании частично недействительным (незаконным) абзаца 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 августа 2001 года N 593) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий - |
Г.А. Колычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 мая 2002 г. N ГКПИ02-388
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС 02-381 настоящее решение отменено