Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N ГКПИ03-570 Об отказе в признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о Министерстве образования РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258

Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N ГКПИ03-570

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N КАС03-446 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Носовской Е.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сорокиной О.С. о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258, установил:

Сорокина О.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают ее права на образование.

В суде представитель Сорокиной О.С. по доверенности Сорокин О.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта ограничивают право заявителя на конкурсной основе получить высшее образование и должны быть признаны недействующими.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Мурванидзе Г.И. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан на образование.

Выслушав объяснения представителя Сорокиной О.С. по доверенности Сорокина О.С., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Мурванидзе Г.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 утверждено Положение о Министерстве образования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.10 2000 г. N 774, от 30.01.2002 г. N 73, от 28.05.2002 г. N 358).

В соответствии с настоящим Положением Минобразование России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В пункте 6 Положения определены права Минобразования России, в соответствии с которыми федеральный орган исполнительной власти имеет право, в частности: издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним (подпункт 1);

проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования (подпункт 10).

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах (статья 12).

Наделение Минобразования России правом издавать нормативные правовые акты соответствует требованиям федерального законодательства в сфере образования.

Так, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" к компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относит издание в пределах своей компетенции нормативных актов (подпункт 23 пункта 3 статьи 24).

Аналогичная норма предусмотрена статьей 28 Закона РФ "Об образовании".

Доводы жалобы о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов в той части, в которой они допускают издание Минобразованием России нормативных правовых актов с превышением компетенции установленной законом, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258 Положение предусматривает, что Министерство образования Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Из объяснений представителя заявителя Сорокина О.С. в суде следует, что 2 декабря 2002 г. состоялось решение районного суда по жалобе Сорокиной О.О. на неправомерные действия Московской государственной юридической академии, которым в удовлетворении жалобы отказано.

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 11 настоящего Федерального закона регулирует вопросы приема в высшее учебное заведение на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.

Оспариваемые заявителем нормы Положения определяют компетенцию Минобразования России и не регулируют порядок приема граждан в высшие учебные заведения. С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности оспариваемых норм п. 2 ст. 16 ФЗ "Об образовании", пп. 14 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 11 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и нормам международного права являются несостоятельными.

Не могут служить основанием для удовлетворения жалобы ссылки на Приказ Минобразования России от 14 января 2003 г. N 50 "Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти", т.к. в соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что он противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Конституция Российской Федерации не наделяет суды общей юрисдикции полномочиями проверки конституционности Постановлений Правительства РФ, поэтому доводы жалобы о несоответствии оспариваемых норм Положения Конституции РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на получение образования, жалоба Сорокиной О.С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Сорокиной О.С. о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Н.С. Романенков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N ГКПИ03-570


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N КАС03-446 настоящее решение оставлено без изменения