Решение Верховного Суда РФ от 28 октября 2003 г. N ГКПИ03-919
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. N КАС04-13 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ А.Н. Зелепукина,
при секретаре С.Б. Терентьевой,
с участием прокурора Н.Ю. Гончаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Екатеринбургского муниципального предприятия "Водоканал" о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 8 "Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 7 марта 1995 г. N 239, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 утвержден "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с абзацем 8 которого государственное регулирование цен на услуги систем водоснабжения и канализации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Екатеринбургское МУП "Водоканал" обратилось с указанным выше заявлением, считая нарушенными свои права установлением тарифов в соответствии с оспариваемым актом субъектами Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт противоречит ст. 12 Конституции Российской Федерации; ст. 424 ГК РФ и ст. 31 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Екатеринбургского МУП "Водоканал" Гурин П.С. и Теущаков И.Л. просили по указанным основаниям заявление удовлетворить.
По поручению Правительства Российской Федерации представитель Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Азарова Е.Е., представитель Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Литовка О.Ю. полагали, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" в соответствии с уставом (п. 2.1), зарегистрированным приказом Администрации г. Екатеринбурга N 450 от 9 июля 1993 г., осуществляет оказание услуг в сфере водоснабжения и канализации г. Екатеринбурга, которые относятся к коммунальным услугам.
Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 определены базовые положения в сфере государственного регулирования цен, которые составили основу правового регулирования в данной области. Согласно абзацу 4 п. 1 Указа Президента РФ регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Заявитель, приводя в пользу обоснованности своих доводов указанные в заявлении положения нормативных актов, считает незаконным включение услуг по водоснабжению и канализации в этот Перечень, поскольку установление цен (тарифов) на данный вид услуг для их предприятия должно осуществляться только органами местного самоуправления. При этом положения Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221, указывающие на необходимость государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, заявителем не оспариваются.
Действительно, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти.
В силу ст. 31 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления осуществляют кроме других полномочий регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из этих законодательных актов следует, что предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, цены (тарифы) на товары (услуги) вправе устанавливать органы местного самоуправления.
Представители Правительства Российской Федерации согласны с доводами заявителя, но полагают, что установление этих цен (тарифов) должно сочетаться с государственным регулированием, определением максимальных пределов.
Право такого регулирования цен (тарифов) на коммунальные услуги, куда входят услуги водоснабжения и канализации предоставлено Правительству Российской Федерации ч. 7 ст. 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями), согласно которой органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством РФ, устанавливают тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, приняв оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствии с данной нормой Федерального закона, установило такой порядок в части установления тарифов субъектами Российской Федерации на услуги водоснабжения и канализации.
Заявитель вправе оказывать услуги по водоснабжению и канализации не только в жилищной сфере, но и предприятиям при осуществлении ими производственной деятельности.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в необходимых случаях предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
В Федеральных законах о бюджете на соответствующий год также предусматривается выделение средств предприятиям, предоставляющим услуги водоснабжения и канализации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" наделено правом установления номенклатуры товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, в соответствии с абзацем 4 ст. 28 данного Федерального закона принятие таких решений осуществляется исключительно на заседаниях.
Из этого следует, что Правительство Российской Федерации приняло оспариваемое постановление в соответствии с компетенцией, предоставленной ему федеральными законами, указав в Перечне на то, что государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая услуги по водоснабжению и канализации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
заявление Екатеринбургского муниципального предприятия "Водоканал" о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 8 "Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 7 марта 1995 г. N 239 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжалованию в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
А.Н. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 октября 2003 г. N ГКПИ03-919
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. N КАС04-13 настоящее решение оставлено без изменения