Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N ГКПИ07-159
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.
при секретаре Якиной К.А.
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономарева М.Ю. о признании недействующими пунктов 2.11, 2.12, абзаца второго пункта 2.18, пункта 2.19 (в части, исключающей устанавливать срок действия рецепта в пределах одного года на отдельные виды лекарственных средств и препаратов) Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1999 года N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)", установил:
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1999 года N 328 утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них (далее - Инструкция).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 1999 года, регистрационный N 1944, опубликован в "Российской газете" 10 ноября 1999 г., N 222.
Пономарев М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, уточнив его в судебном заседании, об оспаривании следующих правовых норм Инструкции:
пункта 2.11, согласно которому не разрешается выписывать приведенные ниже лекарственные средства в одном рецепте более тех количеств, которые указаны в Приложении 1 к настоящей Инструкции;
пункта 2.12, устанавливающего, что нормы выписывания и отпуска сильнодействующих лекарственных средств и производных барбитуровой кислоты для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в 2 раза против указанных в приложении N 1 данной Инструкции;
абзаца второго пункта 2.18, в котором указано, что рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин, псевдоэфедрин в чистом виде и в смеси с другими лекарственными веществами для лечения больных с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 1 месяца;
пункта 2.19 в части, исключающей право врачей устанавливать срок действия рецепта в пределах одного года на отдельные виды лекарственных средств и препаратов.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 2, 7, 27, 41 Конституции Российской Федерации. Свои требования он мотивировал тем, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию и вынужден ежемесячно обращаться к лечащему врачу для оформления льготных рецептов на лекарственные препараты, без которых не может обходиться, в результате чего ограничивается его право на свободу передвижения, так как установленные правила препятствуют ему выезжать на длительный срок за пределы своего места жительства, где он может получать льготные рецепты на необходимые лекарственные средства.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кузнецова Е.А., Чурилова М.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемые пункты Инструкции соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав и обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (в редакции от 22 августа 2004 года) в пункте 15 части первой статьи 5 к полномочиям федеральных органов государственной власти относят установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением.
Согласно части четвертой статьи 43 Основ порядок применения указанных в частях второй и третьей настоящей статьи методов диагностики, лечения и лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Статья 5 Федерального закона "О лекарственных средствах" гласит, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В силу статьи 32 названного Федерального закона правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ранее - Министерство здравоохранения Российской Федерации), что установлено в пункте 1 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321, в редакции постановления от 28 апреля 2006 года N 254.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, реализуя свои полномочия, вправе было принять самостоятельное решение по указанному вопросу. В нормативном правовом акте конкретизированы установленные законодателем положения, определяющие порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них.
Пункт 2.11 Инструкции, запрещающий выписывать лекарственные средства в одном рецепте более тех количеств, которые указаны в приложении N 1 к Инструкции, основан на требованиях статьи 25 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте (пункт 4).
В приложении N 1 к Инструкции определено предельно допустимое количество, которое может быть выписано на один рецепт, именно таких наркотических средств и психотропных веществ.
Пункт 2.12 Инструкции позволяет увеличить в 2 раза нормы выписывания и отпуска сильнодействующих средств и производных барбитуровой кислоты для инкурабельных онкологических и гематологических больных, то есть лиц, страдающих заболеваниями, сопровождающимися сильными болями, что требует применения повышенных доз соответствующих лекарственных средств. Отсутствие в данном пункте указания на больных, страдающих иными видами заболеваний, не может служить основанием для признания его недействующим, как об этом просит заявитель, поскольку это привело бы к нарушению прав лиц, на которых распространяется действие данной нормы.
Довод Пономарева М.Ю. о том, что положения пунктов 2.18, 2.19 Инструкции препятствуют свободному передвижению, нельзя признать правильным.
Пунктом 2.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, предусмотрено, что при нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, а также выписки из амбулаторной карты с указанием СНИЛС, ему может быть выписан рецепт на необходимые лекарственные средства с отметкой "иногородний" в правом верхнем углу.
Таким образом, лица, находящиеся за пределами постоянного места жительства, не лишаются права на получение жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Абзац второй пункта 2.18 Инструкции, оспариваемый заявителем, распространяется на больных с затяжными и хроническими заболеваниями.
Данной категории больных с учетом характера их заболеваний рецепты на некоторые виды лекарственных веществ могут выписываться на курс лечения до 1 месяца, в том числе и в случаях, когда количество выписываемых в одном рецепте лекарственных средств больше, чем определено в приложении 1 к Инструкции. Подобная норма не может быть расценена как нарушающая права перечисленных в ней лиц, напротив, прекращение её действия привело бы к сужению их прав на получение лекарственных средств, когда требуемое их количество на месячный курс лечения превышает нормы выписывания в одном рецепте.
Норма пункта 2.19 Инструкции в оспариваемой части не является произвольной, исходит из вида и характера лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача. Данная норма не разрешает устанавливать срок действия рецепта в пределах одного года на лекарственные средства: подлежащие предметно-количественному учету, то есть на наркотические средства, психотропные вещества и иные лекарственные средства, подлежащие такому учету, срок действия рецептов на которые ограничен другими нормами; на обладающие анаболической активностью, вследствие чего требующие контроля за их применением; отпускаемых из аптек по льготным и бесплатным рецептам, что обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего контроля за назначением и обеспечением граждан на льготных условиях лекарственными средствами, оплачиваемыми за счет бюджетных средств; спиртосодержащих лекарственных средств индивидуального изготовления, что связано со спецификой подобных средств.
Ссылка Пономарева М.Ю. на то, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат некоторым статьям Конституции Российской Федерации, не соответствует действительности. Эти пункты не отменяют и не ограничивают права граждан, закрепленные в названных заявителем конституционных нормах. Конституция Российской Федерации содержит общие положения о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и не определяет порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них.
Оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Пономарева М.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N ГКПИ07-159
Текст решения официально опубликован не был