Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июня 2008 г. N КА-А41/5060-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2008 г.
Предприниматель Д. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ногинску Московской области (далее - Инспекция) от 06.08.07 N 537, касающегося доначисления 54 961 рубля налога на игорный бизнес за январь 2005 года.
Решением от 14.02.08 ненормативный правовой акт налогового органа в оспариваемой части признан недействительным.
Требования о проверке законности решения от 14.02.08 в кассационной жалобе Инспекции основаны на том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления предпринимателю налога на игорный бизнес на январь 2005 года не обоснован.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьёй 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предпринимателем Д. не направлен.
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель предпринимателя Д. заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя Инспекции.
Поскольку это лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось.
Относительно кассационной жалобы представитель предпринимателя Д. объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву их несостоятельности.
Предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, как показала проверка материалов дела, являлась законность и обоснованность решения налогового органа от 06.08.07 N 537, касающегося доначисления предпринимателю Д. налога на игорный бизнес в размере 54 961 рубля за январь 2005 года.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что правовых оснований для доначисления налога на игорный бизнес не имелось. При этом суд исходил из того, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Д., как субъект малого предпринимательства, с момента регистрации (08.02.01) и до 08.02.05 подлежала налогообложению в порядке, действовавшем на момент её государственной регистрации. При этом суд исходил из следующего.
Д. в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирована 08.02.01 и 19.02.01 поставлена на налоговый учёт.
Лицензия на организацию и содержание, тотализаторов и игорных заведений получена предпринимателем 24.02.04 на срок до 24.02.09.
На основании свидетельства от 31.03.04 серия 50 N 006316307 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены изменения, согласно которым указан вид деятельности "организация азартных игр и прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группы".
Фактическая деятельность по организации и содержанию тотализаторных заведений предпринимателем Д. осуществлялась с апреля 2004 года. С этого же времени ею подавались декларации по налогу на игорный бизнес, в том числе подана и декларация за январь 2005 года, согласно которой налог на игорный бизнес указан в размере 3650 рублей за один автомат.
В уточнённой налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2005 года, поданной 20.02.07, ставка налога на игорный бизнес применена в размере 417 рублей за один игровой автомат.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент регистрации.
Указанная норма права согласно пункту 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.03 N 11-П направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Период, до истечения которого на индивидуального предпринимателя Д. не распространяются изменения налогового законодательства, создающие менее благоприятные условия, установленные абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.05.95 N 88-ФЗ, составляет промежуток времени с 08.02.01 по 08.02.05.
На момент государственной регистрации Д. в качестве индивидуального предпринимателя действовали ставки налога на игорный бизнес, установленные в начале ее предпринимательской деятельности Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", Законом Московской области от 31.12.98 N 66/98-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес", Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда". При этом ставка налога составляла 50 минимальных размеров оплаты труда в год, а МРОТ составлял 100 рублей.
Таким образом, ставка налога на один игровой аппарат в месяц составляла 417 рублей.
Дальнейшее изменение законодательства в области игорного бизнеса создало менее благоприятные условия для субъекта малого предпринимательства, что выразилось в увеличении ставки налога на игорный бизнес.
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения её изменение с учётом соответствующих законов Московской области в сторону повышения в течение первых четырёх лет деятельности предпринимателя, ухудшает его положение, создаёт менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Следовательно, с учётом изложенного при подаче уточнённой налоговой декларации за январь 2005 года исчисление налога на игорный бизнес в размере 417 рублей, произведено правомерно: в январе 2005 года Д. являлась индивидуальным предпринимателем, и на неё распространялось действие абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, в котором ограничений по видам деятельности не содержалось. Доначисление налога на игорный бизнес за январь 2005 года в размере 54 961 рубля является неправомерным.
Проверив законность решения от 14.02.08 в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя в том числе и из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Выводы суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, проверены и признаны несостоятельными.
Правовых оснований полагать, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не имеется.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение от 14 февраля 2008 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-21515/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ногинску Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2008 г. N КА-А41/5060-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании