Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июля 2008 г. N КГ-А40/5666-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее - УФРС по г. Москве) о признании незаконным отказа N14/016/2006-249 от 11.05.07 г. в регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17, кадастровый номер 77:01:03059:029, обязании зарегистрировать право собственности заявителя на названный земельный участок площадью 3695 кв.м.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку представленные для регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок, на нем находится недвижимое имущество, внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД". Кроме того, заявленный к регистрации участок относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, а часть спорного земельного участка площадью 517,9 кв.м. не относится к землям общего пользования, приватизация которых запрещена.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ), Правительство г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ТУ ФАУФИ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции счел, что отказ регистрирующего органа соответствует положениям Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также земельному законодательству.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2008 года N 09АП-2106/2008-АК решение оставлено без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "РЖД", которое считает, что при принятии судебных актов судами неправильно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им были представлены регистрирующему органу документы, подтверждающие возникновение права на спорный земельный участок. Между тем, по мнению заявителя, кадастровый план является разновидностью технической документации, поэтому указание в нем о нахождении части спорного земельного участка на землях общего пользования не свидетельствует о властном предписании по установлению обременений права собственности. Кроме того, постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП не устанавливает прямого запрета на государственную регистрацию права на уже приобретенные по состоянию на момент принятия этого постановления в порядке приватизации земельные участки.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, в ней изложенные, просил решение и постановление отменить.
Представители УФРС по г. Москве, Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Правительства г. Москвы в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать.
Представитель ТУ ФАУФИ по г. Москве в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить.
Кассационным судом направлена в адрес ФАУФИ копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, имеется почтовое извещение о получении судебного уведомления, однако его представитель в судебное заседание не явился.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанного лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.03 г. N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных этим законом.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" был создан единый хозяйствующий субъект ОАО "РЖД", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации.
Вместе с тем сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", был утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
В соответствии со Сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" и приложением к нему в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.04 г. N 77-01/31/894/2003-709.
В уставный капитал ОАО "РЖД" также внесен земельный участок, на котором расположено указанное здание, что указано в выписке из приложения N 1 части 2 к Передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ.
9 ноября 2006 года ОАО "РЖД" обратилось в УФРС по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17.
Письмом N 14/016/2006-249 от 11 мая 2007 года регистрирующий орган на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на названный земельный участок.
Регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие у ФГУП "Московская железная дорога" прав на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок. Кроме того, регистрирующий орган указал на расположение части земельного участка размером 517,9 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 77:01:03059:029 на землях общего пользования, что следует из п. 3 формы В.3 представленного для регистрации кадастрового плана земельного участка от 17.11.2005 г. N Л1/05-0285.
При этом УФРС по г. Москве сослалось на установленный Земельным кодексом Российской Федерации запрет приватизации земель общего пользования.
Суды обеих инстанций сочли такой отказ регистрирующего органа законным и соответствующим положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что является правильным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с нормами ст.ст. 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии с пунктом 1 статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно статьям 13-14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года.
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Из материалов дела усматривается и судами обеих инстанций установлено, что при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок площадью 3695,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17, с кадастровым номером 77:01:03059:029, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 17 ноября 2005 года N Л1/05-0285.
Согласно разделу В.3 указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 517,9 кв.м. с учетным кадастровым номером 001 расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети - ул. Новорязанская). При этом имеется ссылка на постановление Правительства г. Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП, ст. 21 Закона г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав г. Москвы", ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земли общего пользования не подлежат приватизации и отчуждению.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельный участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).
В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель города Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.
В то же время, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, суды обеих инстанций на основании вышеназванных норм сделали обоснованный вывод о том, что регистрирующий орган правомерно расценил указание в разделе В.3 кадастрового плана о нахождении части спорного земельного участка на землях общего пользования как препятствующее совершению регистрационных действий.
В связи с этим, не могут быть приняты доводы заявителя кассационной жалобы о том, что кадастровый план не устанавливает предписаний по ограничению права собственности.
Помимо этого, ни Постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП, ни кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:04:03059:029 от 17 ноября 2005 года N Л1/05-0285 не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
При этом, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП о запрете приватизации не могло распространять свое действие на спорный земельный участок, так как было издано после внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", также не могут быть приняты, поскольку запрет на приватизацию земельных участков общего пользования предусмотрен также иными вышеназванными нормативными актами.
Учитывая изложенное, судами обеих инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, и сделаны обоснованные выводы о законности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права на спорный земельный участок.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возможности приватизации спорного земельного участка и незаконности отказа в регистрации права отклоняются как несостоятельные, кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых судебных актах. Переоценка имеющихся в деле доказательств в кассационной инстанции не допустима (ч. 2 ст. 287 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2008 года N 09АП-2106/2008-АК по делу N А40-50242/07-72-360 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2008 г. N КГ-А40/5666-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании