Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Примерная форма должностной инструкции воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации) (подготовлено экспертами компании "Гарант")


[организационно-правовая форма,
наименование юридического лица
]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию
]

[число, месяц, год]

М. П.


Должностная инструкция
воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации)


[наименование образовательной организации]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: "Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления" и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.


1. Общие положения


1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. Воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.3. Требования к квалификации: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства, без предъявления требований к опыту практической работы.

1.4. На должность воспитателя в соответствии с требованиями статьи 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.5. Воспитатель должен знать:

- нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;

- локальные акты образовательной организации в области воспитания;

- программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;

- методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;

- особенности развития конфликтных ситуаций в группе;

- методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье;

- теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;

- примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;

- теоретические и методические подходы к организации досуговой деятельности обучающихся;

- способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся;

- особенности воспитательного потенциала институтов социализации;

- подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся;

- способы обеспечения занятости обучающихся во внеучебное время;

- методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания;

- способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся;

- механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ;

- теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь";

- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;

- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;

- приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и программах воспитания;

- возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательного процесса с группами обучающихся разного возраста;

- педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;

- технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;

- формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания;

- методику проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности;

- методические основы организации досуговой деятельности обучающихся;

- формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга;

- формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;

- методические основы профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у студентов;

- технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений;

- технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательного процесса в группе обучающихся;

- приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки;

- источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;

- нормативно-методические документы, источники методической литературы и подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся;

- организационно-управленческие технологии координации действий педагогов с группой обучающихся;

- подходы к методическому обеспечению деятельности органов самоуправления в группе обучающихся;

- технологии педагогического сопровождения реализации социальных инициатив обучающихся;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- методики организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции;

- подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся;

- методические основы взаимодействия с родителями обучающихся;

- способы организации участия родителей (законных представителей) в воспитательной деятельности образовательной организации;

- формы и методы проведения родительских собраний;

- формы и методы консультативной помощи родителям по вопросам воспитания обучающихся.

1.6. Воспитателю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов воспитателя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.


2. Должностные обязанности


На воспитателя возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся.

2.2. Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся.

2.3. Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности.

2.4. Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся.

2.5. Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся.

2.6. Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности.

2.7. Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося.

2.8. Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития.

2.9. Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях.

2.10. Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности.

2.11. Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства.

2.12. Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении.

2.13. Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся.

2.14. Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся.

2.15. Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся.

2.16. Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив.

2.17. Взаимодействие с родителями обучающихся, проведение консультативной помощи родителям.

2.18. [Другие должностные обязанности].


3. Права


Воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо получения профессионального заболевания.

3.2. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.

3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.6. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].


4. Ответственность


Воспитатель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]


Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Примерная форма должностной инструкции воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации)


Разработана: Компания "Гарант", май 2017 г.