[организационно-правовая форма, | Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
специалиста
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2014 г. N 809н "Об утверждении профессионального стандарта "Системный аналитик" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Специалист относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Специалист назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. Требования к квалификации: среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих/служащих) и опыт практической работы не менее одного года младшим системным аналитиком.
1.4. Специалист должен знать:
- методы планирования проектных работ;
- методы проведения эффективных интервью;
- принципы создания пользовательских интерфейсов;
- основы анализа требований заинтересованных лиц;
- основы формальной логики;
- основы технического английского языка;
- атрибуты и методы проверки и обеспечения качества требований;
- план управления требованиями в проекте;
- теорию публичных выступлений;
- методы обеспечения совещаний;
- стандарты и лучшие практики описания требований;
- методы функционального тестирования ПО;
- процедуру управления изменениями требований к системам и подсистемам;
- требования к системе и подсистеме;
- методы приемочного тестирования ПО;
- методики создания обучающих материалов;
- план работ по разработке требований к системе;
- теорию управления рисками;
- требования к функциям системы.
2. Должностные обязанности
На специалиста возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Выявление потребителей требований к системе и подсистеме и их интересов.
2.2. Определение источников информации для требований к системе и подсистеме.
2.3. Выбор методов разработки требований к системе и подсистеме.
2.4. Выбор типов и атрибутов требований к системе и подсистеме.
2.5. Выбор шаблонов документов требований к системе и подсистеме.
2.6. Составление и согласование перечня поставок требований к системе и подсистеме.
2.7. Договор с потребителями требований к системе и подсистеме о методах и процедуре приемки требований.
2.8. Создание графика поставок требований к системе и подсистеме.
2.9. Определение состава работ по разработке требований к системе и подсистеме.
2.10. Определение требований к компетенциям исполнителей разных работ по созданию требований к системе и подсистеме.
2.11. Составление графика контрольных мероприятий.
2.12. Изучение нормативной документации по предметной области подсистемы.
2.13. Изучение устройства бизнес-процессов организации.
2.14. Проведение интервью с пользователями уровня специалиста и руководителя.
2.15. Проведение наблюдений за штатной работой пользователей.
2.16. Описание сценариев фактической работы пользователей с системой с выявлением проблемных мест во взаимодействии с системой.
2.17. Изучение систем-аналогов и документации к ним.
2.18. Изучение журналов обращений пользователей.
2.19. Сбор и изучение запросов заинтересованных лиц, сформулированных в переписке.
2.20. Проведение сценарного тестирования систем-аналогов с привлечением представителей пользователей для выявления проблемных мест этих систем и удачных решений.
2.21. Изучение требований к вышестоящей системе, подсистемой которой является данная.
2.22. Формулирование гипотезы о потребностях и проблемах заинтересованных лиц относительно свойств подсистемы.
2.23. Создание грубых макетов интерфейса системы.
2.24. Демонстрация макетов интерфейса системы представителям пользователей для уточнения и проверки гипотез о потребностях пользователей.
2.25. Проведение рабочих семинаров по сценарному моделированию системы вместе с представителями заинтересованных лиц.
2.26. Формулирование требований к системе и подсистеме в заданной логической форме с заданным уровнем качества.
2.27. Фиксирование требований к системе и подсистеме в системе учета требований.
2.28. Описание заданных атрибутов требований к подсистеме.
2.29. Установление отношений иерархии и зависимости между требованиями к системе и подсистеме.
2.30. Выявление и разрешение конфликтов требований к системе и подсистеме.
2.31. Выявление неполноты требований к системе и подсистеме и принятие мер по обеспечению полноты.
2.32. Оформление документов требований к системе и подсистеме в заданном шаблоне требований.
2.33. Передача реестров и документов требований к системе и подсистеме на рецензирование рецензентам и заинтересованным лицам.
2.34. Обработка комментариев и замечаний рецензентов и заинтересованных лиц по качеству требований к системе и подсистеме после необходимых доработок требований.
2.35. Установка и назначение типа требования к системе и подсистеме.
2.36. Выявление и разделение неатомарных требований к системе и подсистеме.
2.37. Выявление и устранение противоречий в требованиях к системе и подсистеме.
2.38. Установка взаимосвязи требований к системе и подсистеме с прочими проектными артефактами - тестами, кодом, архитектурными моделями.
2.39. Моделирование устройства системе и подсистеме с использованием структурных текстовых, табличных и графических нотаций.
2.40. Моделирование поведения системе и подсистеме с использованием функциональных текстовых, табличных и графических нотаций.
2.41. Выявление и устранение неполноты требований к системе и подсистеме.
2.42. Выявление и устранение неоднозначности в толковании требований к системе и подсистеме.
2.43. Распределение требований к системе и подсистеме по модулям.
2.44. Выявление и исключение требований к системе и подсистеме, избыточно и необоснованно ограничивающих пространство концептуальных и технических решений.
2.45. Передача требований к системе и подсистеме заинтересованным лицам.
2.46. Проведение очных и заочных презентаций требований к системе и подсистеме.
2.47. Обработка отзывов участников презентации на требования к системе и подсистеме.
2.48. Запрос и сбор замечаний и предложений по требованиям к системе и подсистеме от заинтересованных лиц.
2.49. Проведение анализа предложений и замечаний к требованиям к системе и подсистеме.
2.50. Выработка обновленных формулировок требований к системе и подсистеме по результатам анализа.
2.51. Представление обновленных формулировок требований к системе и подсистеме заинтересованным лицам.
2.52. Запрос и получение подтверждения согласия заинтересованных лиц с формулировками требований к системе и подсистеме.
2.53. Описание объекта, автоматизируемого системой и подсистемой.
2.54. Описание общих требований к системе и подсистеме.
2.55. Выделение модулей системы и подсистемы.
2.56. Описание требований к функциям модулей системы и подсистемы.
2.57. Разработка и описание порядка работ по созданию и сдаче системы и подсистемы.
2.58. Представление и согласование технического задания на систему и подсистему с заинтересованными лицами.
2.59. Разработка разделов программы и методики испытаний.
2.60. Проведение предварительной проверки соответствия реализации системы и подсистемы требованиям.
2.61. Выявление и описание отклонений работы системы и подсистемы от требований.
2.62. Изучение запросов на изменение к системе и подсистеме.
2.63. Предложение вариантов реализации запроса автора запроса без изменения системы и подсистемы, если это возможно.
2.64. Уточнение вариантов реализации изменений у разработчиков.
2.65. Оценка влияния возможных изменений на качество системы и интересов заинтересованных лиц.
2.66. Выбор наиболее эффективного варианта реализации запроса совместно с разработчиком и автором запроса.
2.67. Сообщение ведущему аналитику и менеджеру проекта о запросах на существенное изменение свойств подсистемы, которые влекут изменение рамок итерации или релиза.
2.68. Передача проанализированных запросов руководителю проекта для планирования их реализации.
2.69. Передача сложных запросов на изменение и запросов, выходящих за рамки данной подсистемы, руководителю проектной группы.
2.70. Определение режимов эксплуатации системы и подсистемы.
2.71. Определение порядка работы групп пользователей с системой и подсистемой.
2.72. Оформление правил работы групп пользователей с системой и подсистемой.
2.73. Согласование регламентов эксплуатации системы и подсистемы с заинтересованными лицами.
2.74. Проведение демонстрации сценариев работы системы и подсистемы согласно программе и методике испытаний.
2.75. Наблюдение за проведением приемочных испытаний системы и подсистемы участниками команды приемки.
2.76. Сбор вопросов и замечаний участников команды приемки.
2.77. Выявление и описание отклонений работы системы и подсистемы от требований и ожиданий заинтересованных лиц.
2.78. Ведение протокола приемочных испытаний.
2.79. Разработка учебно-методических материалов по работе с системой и подсистемой.
2.80. Проведение обучающих сессий по работе с системой и подсистемой.
2.81. Ответы на вопросы участников обучения.
2.82. Оценка соответствия плановому состояния работ по созданию требований к системе и подсистеме.
2.83. Описание состояния работ по созданию требований к подсистеме в формате отчета.
2.84. Передача отчетности о состоянии работ руководителю проекта.
2.85. Выявление рисков проекта, связанных с разработкой требований к системе и подсистеме.
2.86. Описание рисков проекта, связанных с разработкой требований к системе и подсистеме.
2.87. Передача реестра рисков и изменений в нем руководителю проекта.
2.88. Прием вопросов заинтересованных лиц по требованиям к подсистеме.
2.89. Ответы на вопросы заинтересованных лиц по формулировкам требований к подсистеме.
2.90. Корректировка формулировок требований для повышения их качества.
2.91. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Специалист имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Специалист несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции специалиста
Подготовлено экспертами компании "Гарант"