Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июля 2008 г. N КА-40/5866-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 г.
ОАО "НК "Роснефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, МИ ФНС России по КН N 1) N 52\1668 от 07.08.2007 года, которым начислен НДС в сумме 44 404 996 руб., пени в сумме 1 175 252,23 руб. и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ - 8 880 999 руб. за октябрь 2006 года.
Решением суда от 18.01.2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 года, требование Общества удовлетворено.
Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые решение и постановление относительно применения судами первой и апелляционной инстанций норм права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для принятия обжалуемого решения явились следующие обстоятельства: в октябре 2006 года Общество отгрузило и вывезло с территории РФ в Республику Беларусь в таможенном режиме экспорта товар на сумму 246 694 424,39 руб. по контракту N0000704\1086 от 22.07.2004 года, заключенному с ИЧУПП "Юнивест-М".
Полный пакет документов, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0% по этим операциям был собран и представлен Инспекции вместе с налоговой декларацией за февраль 2007 года, то есть после истечения 90-дневного срока, установленного для представления документов Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, являющегося приложением к Соглашению от 15.09.2004 года между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
По истечении 90 дней с момента отгрузки товара уточненная налоговая декларация за октябрь 2006 года не подавалась, налог по ставке 18% налогоплательщиком не исчислялся и не уплачивался.
Спорный оборот по реализации отражен в налоговой декларации за февраль 2007 года. Решением N 52\1667 от 07.08.2007 года налоговый орган подтвердил правомерность применения ставки 0% к спорному обороту в феврале 2007 года.
Одновременно Инспекция произвела доначисление НДС за октябрь 2006 года, пени, штрафа на том основании, что налог за этот месяц в нарушение п. 9 ст. 165 НК РФ по ставке 18% не исчислялся.
Принимая решение в пользу налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оснований для начисления налога и привлечения к налоговой ответственности налоговый орган не имел, т.к. на момент вынесения оспариваемого решения право на применение ставки 0% по спорным операциям было подтверждено. Также суды посчитали, что отсутствуют и основания для начисления пеней в той сумме, в которой они определены в оспариваемом решении, поскольку пени исчислены с 20.11.2006 года (срок уплаты НДС за октябрь 2006 года), а обязанность по уплате НДС в данном случае возникла у Общества только за январь 2007 года. Иное означало бы лишение налогоплательщика возможности в течение 90 дней производить сбор документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки.
Не соглашаясь с данным выводом, в кассационной жалобе налоговый орган ссылается на Приложение N 4 к Приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2005 года N 163н и указывает, что по отгрузкам, совершенным в октябре 2006 года, 90-дневный срок представления документов, подтверждающих ставку 0%, истекает в январе 2007 года. При непредставлении документов одновременно с декларацией за январь 2007 года налогоплательщик должен был отразить оборот по реализации в уточненной декларации за октябрь 2006 года в разделе 3 "Расчет суммы налога по операциям, по которым применение налоговой ставки 0% не подтверждено" и исчислить и уплатить НДС по ставке 18%, чего налогоплательщик не сделал.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими НК РФ и отклоняет доводы кассационной жалобы.
При этом суд применяет п. 1 статьи 164 НК РФ, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, а также Раздел 2 Соглашения от 15.09.2004 года между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в соответствии с которым при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела.
Для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.
Суд применяет вышеуказанные положения Соглашения в системе с п. 9 ст. 165 НК РФ, в соответствии с которым документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса.
Как видно, Соглашение, определяя, что налог уплачивается за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка, не устанавливает срок, к которому должен быть уплачен налог, и порядок предъявления соответствующей налоговой декларации, а п. 9 ст. 165 НК РФ ограничивается лишь указанием на ставку, по которой подлежит налогообложение операций.
Таким образом, указанные нормы содержат неустранимые неясности относительно даты, к которой должен быть уплачен НДС в случае непредставления в установленный срок документов, подтверждающих ставку 0% по экспортным операциям.
Устранить данную неясность посредством применения п. 1 ст. 174 НК РФ, в соответствии с которым уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, невозможно, т.к. данная норма рассчитана на регулирование иных отношений и не учитывает особенности применения налоговой ставки 0% и процедуры подтверждения права на эту ставку.
При толковании указанных норм суд применяет п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании изложенного суд приходит к вводу, что налогоплательщику гарантировано право в течение 90 дней со дня отгрузки не исчислять и не уплачивать налог с операций по реализации товаров в режиме экспорта в Республику Беларусь. Следовательно, обязанность по исчислению налога не может возникнуть ранее истечения указанного срока. Иное, как правильно указал суд первой инстанции, означало бы лишение налогоплательщика возможности в течение указанного срока производить сбор документов.
Суд отклоняет ссылку Инспекции на то, что налогоплательщик в данном случае должен подать уточненную декларацию за октябрь 2006 года, поскольку такая обязанность законом прямо не предусмотрена. В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, обязанность по представлению уточненной декларации возникает в случае обнаружения ошибок и неполноты отражения сведений в декларации. Между тем, нарушение срока сбора документов, подтверждающих ставку 0% в январе 2007 года, не может свидетельствовать о факте ошибки при составлении ранее поданной декларации за октябрь 2006 года.
Приказ Минфина РФ N163н от 28.12.2005 года, на который ссылается Инспекция, регламентирует лишь порядок заполнения декларации в случае непредставления в установленный срок документов для подтверждения ставки 0%, но не устанавливает срок уплаты налога.
Следовательно, вывод судов о необоснованном начислении пеней, начиная с 20.11.2006 года (дата уплаты налога за октябрь 2006 года) соответствует закону и материалам дела.
Поскольку на момент вынесения оспариваемого решения Общество подтвердило право на ставку 0% по спорным операциям, подав декларацию за февраль 2007 года и предусмотренные Соглашением документы, суды обоснованно сделали вывод об отсутствии оснований для начисления налога и привлечения к налоговой ответственности.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами, переоценивать доказательства, так как это противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Иная оценка подателем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 г. по делу N А40-60584/07-117-361 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по КН N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2008 г. N КА-40/5866-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании