Настоящая форма разработана в соответствии с положениями приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте", приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"
Внимание! В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 марта 2022 г. N 140н основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н не подлежат применению до 1 января 2023 года.
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя] [число, месяц, год] |
Примечание. В соответствии с пп. 3, 29 Основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ
Инструкция по охране труда для водителей автомобилей
[наименование юридического лица]
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н, Основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н, действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов в области охраны труда и устанавливает государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта в [наименование юридического лица] (далее соответственно - транспортные средства, организация, работодатель).
1.2. Настоящая инструкция разработана на основе анализа требований профессиональных стандартов и трудовой функции работников, вида и состава выполняемой работы; по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте; с учетом профессиональных рисков и опасностей; с учетом анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; на основе определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций.
1.3. Настоящая Инструкция не распространяется на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
1.4. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и по состоянию здоровья пригодные для работы по данной специальности, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
Лица, не прошедшие первичный противопожарный инструктаж, к работе не допускаются.
1.5. Работодатель обеспечивает безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивает работников, выполняющих работы по эксплуатации транспортных средств (далее - работники, водители), оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, знакомит работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
1.6. Работодатель обеспечивает безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.
1.7. В случае применения материалов, технологической оснастки и технологического оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы настоящей Инструкцией, необходимо руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
1.8. Водители автомобилей должны:
- соблюдать утвержденные в организации правила внутреннего распорядка;
- поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- не допускать нарушений требований безопасности труда и правил пожарной безопасности;
- использовать оборудование и инструменты строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
- соблюдать правила личной гигиены и эпидемиологические нормы при выполнении работы;
- выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией и поручена администрацией и при условии, что безопасные способы ее выполнения хорошо известны, а при получении новой работы требовать от вышестоящего руководителя дополнительного инструктажа по технике безопасности;
- использовать специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты;
- соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности и вида трудовой деятельности (рациональный режим труда и отдыха предусматривает соблюдение перерывов и активное их проведение);
- немедленно сообщать непосредственному или вышестоящему руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о возникновении угрозы аварийной ситуации, о каждом несчастном случае, происшедшем в организации, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении профессионального заболевания (отравления), о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
- знать номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и т. д.) и срочного информирования непосредственного и вышестоящих руководителей, место хранения аптечки, пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях;
- [указать иное].
1.9. Работодатель обеспечивает:
- эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств (далее - эксплуатация транспортных средств) в соответствии с требованиями настоящей инструкции, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
1.10. При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
- движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
- падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
- острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
- повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
- повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
- повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
- повышенного уровня шума на рабочем месте;
- повышенного уровня вибрации;
- повышенной или пониженной влажности воздуха;
- отсутствия или недостаточного естественного освещения;
- недостаточной освещенности рабочей зоны;
- физических перегрузок;
- нервно-психических перегрузок.
1.11. При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель принимает меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
1.12. При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) запрещается.
1.13. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие настоящей Инструкции. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
- в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.
1.14. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Подготовить и привести в порядок специальную одежду, специальную обувь, средства индивидуальной защиты.
2.2. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
Перед пуском двигателя транспортного средства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.
2.3. Работодатель обязуется:
- обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи;
- при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
2.4. Запрещается направлять водителя в рейс, если техническое состояние транспортного средства и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.
2.5. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств в зимнее время года вне помещений (на открытом воздухе) работники должны быть обеспечены утепленными матами или наколенниками.
2.6. При заправке транспортных средств топливом в зимнее время года заправочные пистолеты следует брать с применением СИЗ рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
2.7. Запрещается:
- выпускать в рейс транспортные средства, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
- прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения СИЗ рук;
- подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
2.8. Работодатель перед направлением транспортных средств в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций, а также помещений для отдыха водителей по всему пути следования.
2.9. Кузов транспортного средства перед подачей к месту погрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, мусора, грязи, снега и льда.
2.10. Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из транспортного средства должны осуществляться грузоотправителем или грузополучателем без привлечения к этим работам водителя транспортного средства.
2.11. Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться противоскользящим материалом.
В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.
2.12. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.
Если транспортные средства устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и транспортным средством должно соблюдаться расстояние не менее 0,8 м. Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно быть не менее 1 м.
2.13. При погрузке (выгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, транспортное средство может подъезжать к ним вплотную.
2.14. В случаях неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги, покаты.
2.15. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них транспортных средств должны быть оборудованы колесоотбойными устройствами и снабжены указателями допустимой грузоподъемности.
2.16. Склады для временного хранения перевозимых грузов, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного и высотой до 2 м, должны снабжаться устройствами (трапы, люки, транспортеры, подъемники) для спуска и подъема грузов.
2.17. Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для подъема или спуска грузов.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Применять способы и приемы безопасного выполнения работ.
3.2. Пуск двигателя транспортного средства должен производиться при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.
3.3. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.
3.4. При направлении в рейс водителей двух и более транспортных средств для совместной работы на срок более двух суток работодатель назначает работника - старшего группы, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.5. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться в кабине грузового транспортного средства.
3.6. При остановке транспортного средства должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
- выключено зажигание или прекращена подача топлива;
- рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
- транспортное средство заторможено стояночным тормозом;
- под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).
3.7. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.8. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
- затормозить прицеп стояночным тормозом;
- проверить состояние буксирного устройства;
- положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
- произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.9. Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.10. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.11. Сцепка и расцепка транспортного средства должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.12. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
- седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
- полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
- передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.13. При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.14. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
3.15. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
3.16. При ремонте транспортного средства на линии должны соблюдаться требования, предусмотренные главой 3 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. N 871н.
3.17. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.18. При вывешивании транспортного средства (автобуса) с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.19. Запрещается:
- подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
- движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
- привлекать к ремонту транспортного средства на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
- устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
- выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
- выполнение работ по обслуживанию и ремонту транспортного средства на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
- при подаче автомобиля к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
- производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
3.20. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.21. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием СИЗ рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.22. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.23. Требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств, работающих на газовом топливе:
3.23.1. В процессе эксплуатации транспортные средства, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возвращении подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой системы питания. Неисправности газовой системы питания (негерметичность) устраняются на постах по ремонту и регулировке газовой системы питания или в специализированной мастерской.
3.23.2. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск компримированного природного газа (далее - КПГ) или слив ГСН должен производиться на специально оборудованных постах.
3.23.3. При обнаружении утечки газа в пути необходимо немедленно остановить транспортное средство, выключить двигатель, закрыть все вентили, принять меры к устранению неисправности или сообщить о неисправности в транспортную организацию.
3.23.4. При остановке двигателя транспортного средства, работающего на газовом топливе, на короткое (не более 10 минут) время магистральный вентиль может оставаться открытым.
3.23.5. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.
3.23.6. Запрещается:
- выпускать КПГ или сливать ГСН при работающем двигателе или включенном зажигании;
- ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением;
- останавливать транспортное средство, работающее на газовом топливе, ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от транспортного средства;
- проверять герметичность соединений газопроводов, газовой системы питания и арматуры открытым огнем;
- эксплуатировать транспортное средство, работающее на газовом топливе, со снятым воздушным фильтром;
- запускать двигатель при утечке газа из газовой системы питания, а также при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (для КПГ);
- находиться на посту выпуска и слива газа посторонним лицам;
- курить и пользоваться открытым огнем на посту слива или выпуска газа, а также выполнять работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.
3.23.7. Перед заправкой транспортного средства газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, установить переключатель массы в положение "отключено", закрыть механический магистральный вентиль (при его наличии); расходные вентили на баллонах при этом должны быть открыты.
3.23.8. При заправке газовым топливом запрещается:
- стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
- подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;
- работать без использования СИЗ рук;
- заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;
- заправлять баллоны, срок освидетельствования которых истек.
3.23.9. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на транспортном средстве.
Отсоединять газонаполнительный шланг допускается только после закрытия вентилей.
3.23.10. При заправке транспортного средства КПГ отсоединять газонаполнительный шланг необходимо только после выпуска газа в атмосферу.
Если во время заправки газонаполнительный шланг разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем наполнительный вентиль на транспортном средстве.
3.24. Требования охраны труда при движении транспортных средств по ледовым дорогам и переправам через водоемы:
3.24.1. Движение транспортных средств по трассе ледовой переправы должно быть организовано в один ряд. При этом дверцы транспортных средств должны быть открыты, а ремни безопасности - отстегнуты.
3.24.2. Запрещается проезд по ледовой переправе транспортных средств, перевозящих работников, и рейсовых автобусов с пассажирами. Работники и пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
3.24.3. Остановки транспортных средств на ледовой переправе не допускаются. Неисправные транспортные средства должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом длиной не менее 50 м.
3.24.4. На ледовой переправе запрещается:
- заправлять транспортные средства топливом и смазочными материалами;
- сливать горячую воду из системы охлаждения на лед (при необходимости горячую воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову);
- перемещение транспортных средств в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;
- остановки, рывки, развороты и обгоны других транспортных средств.
3.24.5. Запрещается въезд транспортных средств на паром, нахождение на нем и выезд транспортных средств с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на транспортное средство, находящееся на пароме.
После въезда на паром двигатели транспортных средств должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом транспортных средств с парома.
Транспортные средства на пароме должны быть заторможены стояночными тормозами. Под колеса транспортных средств, расположенных у въезда-выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья либо должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание транспортных средств от падения в воду при их случайной подвижке.
Запрещается оставлять на пароме транспортные средства с дизельными двигателями с включенной передачей.
3.24.6. Переправа колонны транспортных средств вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, назначенным работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.
Все участники переправы должны быть ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.
3.24.7. Запрещается:
- встречное движение при переправе вброд;
- переправа через водные преграды любой ширины:
в паводки;
во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода;
при скорости ветра более 12 м/с.
3.25. Требования охраны труда, предъявляемые к контейнерным перевозкам:
3.25.1. Управление специальным устройством (грузоподъемным бортом), устанавливаемым на транспортное средство для механизированной погрузки (разгрузки) контейнеров, осуществляется водителем.
3.25.2. Запрещается использовать грузоподъемный борт транспортного средства для подъема или опускания работников.
Это требование распространяется на любые автотранспортные средства, имеющие грузоподъемные борта.
3.25.3. Во время погрузки (выгрузки) контейнеров на транспортное средство водитель должен находиться вне кабины и кузова на расстоянии не менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика).
3.25.4. Проезд работников в кузове транспортного средства, в котором установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.
3.25.5. При транспортировке контейнеров водитель обязан:
- избегать резкого торможения;
- снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;
- учитывать высоту ворот, путепроводов, контактных сетей.
3.26. Требования охраны труда, предъявляемые к хранению транспортных средств:
3.26.1. Транспортные средства разрешается хранить в соответствии с утвержденной работодателем схемой расстановки транспортных средств.
3.26.2. Ширина проезда между транспортными средствами в помещениях для стоянки должна быть достаточной для свободного въезда транспортного средства на закрепленное место (за один маневр), а расстояние от границы проезда до транспортного средства должно быть не менее 0,5 м.
3.26.3. Транспортные средства, требующие ремонта, должны храниться отдельно от исправных транспортных средств.
3.26.4. На всех транспортных средствах, поставленных на место стоянки, должно быть выключено зажигание (подача топлива) и отключена масса (если имеется выключатель). Транспортные средства должны быть заторможены стояночными тормозами.
3.26.5. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны храниться на открытых площадках, под навесами или в изолированных одноэтажных помещениях наземных гаражей, имеющих непосредственный выезд наружу и оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении.
3.26.6. Ассенизационные транспортные средства, а также транспортные средства, перевозящие ядовитые и инфицирующие вещества, после работы необходимо мыть, очищать и хранить отдельно от других транспортных средств.
3.26.7. При постановке транспортного средства, работающего на газовом топливе, на ночную или длительную стоянку необходимо закрыть расходные вентили, выработать оставшийся в магистрали газ до полной остановки двигателя, затем выключить зажигание, установить переключатель массы в положение "отключено", после чего закрыть механический магистральный вентиль (при его наличии).
3.26.8. Транспортные средства, работающие на газовом топливе, разрешается ставить на стоянку в закрытое помещение при наличии в них герметичной газовой системы питания.
Если в закрытом помещении находилось транспортное средство с негерметичной газовой системой питания, то после выезда транспортного средства помещение должно быть провентилировано.
3.26.9. В многоэтажных гаражах транспортные средства, работающие на КПГ, должны размещаться выше транспортных средств, работающих на жидком топливе, а транспортные средства, работающие на ГСН, - ниже транспортных средств, работающих на жидком топливе.
3.26.10. При безгаражном хранении транспортных средств, работающих на КПГ или ГСН, подогрев газовых коммуникаций разрешается производить только с помощью горячей воды, пара или горячего воздуха.
3.26.11. В помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:
- производить ремонт транспортных средств;
- оставлять открытыми горловины топливных баков транспортных средств;
- подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);
- мыть или протирать бензином кузова транспортных средств, детали или агрегаты, а также руки и одежду;
- заправлять автомобили жидким (газообразным) топливом, а также сливать топливо из баков и выпускать газ;
- осуществлять в помещении пуск двигателя для любых целей, кроме выезда транспортных средств из помещения;
- хранить какие-либо материалы и предметы;
- хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках автомобилей;
- курить, использовать открытый огонь.
3.27. Общие требования охраны труда, предъявляемые к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства:
3.27.1. Хранение материалов должно быть организовано с учетом их совместимости.
3.27.2. Отдельные помещения должны предусматриваться для хранения:
- смазочных материалов;
- лакокрасочных материалов и растворителей;
- химикатов;
- шин и резинотехнических изделий.
3.27.3. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться в отдельных помещениях.
3.27.4. Запрещается использовать открытый огонь в помещениях, в которых хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный газ, краски, лаки, растворители, древесина, стружка, вата, пакля).
3.27.5. Односменные запасы клея, флюсы и материалы для изготовления флюсов могут храниться в производственных помещениях в вытяжных шкафах.
3.27.6. Карбид кальция должен храниться на складе в специальной таре в количестве, не превышающем 3000 кг.
3.27.7. Синтетический обойный материал, обладающий резким запахом, должен храниться в помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
3.27.8. Детали, узлы, агрегаты, запасные части должны размещаться в помещениях на стеллажах.
3.27.9. Пустая тара из-под нефтепродуктов, красок и растворителей должна храниться в отдельных помещениях или на открытых площадках и иметь бирки (ярлыки) с названием содержавшегося в ней материала.
3.28. Требования охраны труда при хранении и использовании антифриза:
3.28.1. Антифриз и подобные охлаждающие жидкости необходимо хранить и перевозить в исправных емкостях с герметичными крышками.
3.28.2. Перед тем как налить антифриз, необходимо очистить тару от остатков нефтепродуктов, твердых осадков, налетов, ржавчины, промыть щелочным раствором и пропарить.
3.28.3. Антифриз должен наливаться в тару не более чем на 90 % ее емкости. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также предупреждающий знак.
3.28.4. Слитый из системы охлаждения двигателя антифриз должен быть сдан по акту на склад для хранения.
3.28.5. Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом необходимо:
- убедиться в отсутствии в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса) течи и при обнаружении течи устранить ее;
- промыть систему охлаждения чистой горячей водой.
3.28.6. Заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведро с носиком, бачок, воронка). Заправочная посуда должна быть очищена и промыта и иметь надпись "Только для антифриза".
При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза.
3.28.7. Запрещается:
- наливать антифриз в тару, не соответствующую требованиям настоящей Инструкции;
- наливать (переливать) антифриз через шланг без использования специально предназначенного для этого эжекторного устройства;
- перевозить антифриз вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами;
- использовать тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.
3.29. Требования охраны труда, предъявляемые к погрузочно-разгрузочным площадкам:
3.29.1. Движение транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий организовать поточное движение не представляется возможным, то транспортные средства должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении в рабочей зоне опасных условий труда (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха, повышенное тепловыделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т. п.) немедленно прекратить работу, выключить оборудование, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.):
- немедленно сообщить об этом по телефону [вписать нужное] в пожарную охрану с указанием наименования офиса, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию;
- проинформировать своего непосредственного или вышестоящего руководителя;
- принять меры по эвакуации людей, а при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей - меры по тушению пожара в начальной стадии и сохранности материальных ценностей;
- при возгорании электросетей и электрооборудования необходимо их обесточить.
4.3. При несчастном случае (при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья) оказать первую медицинскую помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. О произошедшем несчастном случае (травме, отравлении) доложить своему непосредственному или вышестоящему руководителю.
4.4. Работы по ликвидации аварийных ситуаций должны проводиться в соответствии с разработанным планом организации работ.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Ознакомить работника, принимающего смену, с проведенными работами в течение смены, со всеми неполадками автомобиля, оборудования и инструмента, которые были обнаружены в течение смены. Сделать соответствующую запись в журнале приема-сдачи смен и сообщить руководителю работ (мастеру, бригадиру) о передаче смены.
5.2. Сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю, а при необходимости также представителям ремонтно-технических и административно-хозяйственных служб о выявленных во время работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда, для принятия соответствующих мер.
5.3. Если время сдачи смены совпало с моментом аварии или нарушением режима работы автомобиля, оборудования, смену следует сдавать с разрешения мастера (начальника) смены.
5.4. Навести порядок на рабочем месте, сдать автомобиль на место хранения или сменщику.
5.5. Произвести обеспыливание спецодежды.
5.6. Снять спецодежду в гардеробной для загрязненной одежды, убрать ее в шкаф и принять душ.
Разработал: [должность, подпись, инициалы, фамилия]
Примечание. В соответствии с п. 30 Требований к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н, инструкции по охране труда для работников пересматриваются, в том числе в следующих случаях: при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологии; по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма инструкции по охране труда для водителей автомобилей
Подготовлено экспертами компании "Гарант"