Настоящая форма разработана в соответствии с положениями приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем", приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 декабря 2020 г. N 914н "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах"
Внимание! В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 марта 2022 г. N 140н основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н не подлежат применению до 1 января 2023 года.
|
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. |
Примечание. Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (пункт 29 Основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н).
Инструкция по охране труда для работников театров и концертных залов
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования охраны труда при организации и проведении в [наименование театра/концертного зала] (далее - театр/концертный зал, осуществление деятельности в театре/концертном зале) театрально-зрелищных мероприятий.
1.2. Работники театра/концертного зала должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы рабочего времени и времени отдыха.
Режимы труда и отдыха работников устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством.
1.3. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель оборудует помещение для обогревания и отдыха работников.
1.4. При выполнении работ и осуществлении деятельности в театре/концертном зале на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны;
- повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
- повышенного уровня шума;
- отсутствие или недостаток естественного освещения;
- повышенной яркости света;
- физических, статических и динамических нагрузок с повышенными затратами энергии, напряженности рабочих поз при перемещении в пространстве;
- повышенного уровня электромагнитных неионизирующих излучений оптического диапазона (ультрафиолетовые и инфракрасные облучатели, осветительные установки);
- токсические вещества;
- расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности земли (пола);
- воздействие биологических факторов;
- воздействие животных и насекомых;
- нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса, в том числе нагрузка на слуховой аппарат, нагрузка на голосовой аппарат;
- опасные и вредные производственные факторы, связанные с электрическим током, вызываемым разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работающий, включая действие молнии и высоковольтного разряда в виде дуги.
1.5. В театрах выделяют следующие работы, связанные с повышенной опасностью:
- работы в мизансценах с полетами, люками-провалами, передвижными площадками (фурками), подъемно-опускными площадками, постановочными транспортерами;
- работы в постановках батальных сцен;
- работы, связанные с выступлением на сцене животных;
- работы с применением в производственных процессах оружейного реквизита, лазерных установок;
- работы с использованием воды и других жидкостей.
1.6. При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до допустимых уровней воздействия в связи с характером и условиями осуществления деятельности в театре/концертном зале проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
В этом случае в соответствии с [установленными государственными нормативными требованиями охраны труда/наименование локального нормативного акта] работникам выдаются следующие специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты: [указать перечень].
1.7. Работы в театральных мизансценах, связанные с риском для жизни и здоровья исполнителей, должны поручаться работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку.
1.8. Охрана труда работников, занятых подготовкой и проведением театрально-зрелищных мероприятий, должна обеспечиваться:
- соблюдением требований технологических регламентов и иных организационно-технологических документов, норм и правил личной и производственной гигиены на каждом этапе производственных процессов и операций;
- комплексной механизацией и автоматизацией ручного труда, дистанционным управлением производственными процессами и операциями, связанными с наличием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- заменой производственных процессов и операций, связанных с наличием вредных и (или) опасных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или имеют меньшую интенсивность;
- контролем за безопасной эксплуатацией технологического оборудования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- своевременным получением информации о возникновении опасных и (или) вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
- системой контроля и управления технологическими процессами, обеспечивающими защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также системой ручной разблокировки и возможностью эвакуации работника при аварийной ситуации;
- использованием сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки;
- применением безопасных способов хранения и транспортирования исходных и вспомогательных материалов, своевременным удалением и обезвреживанием отходов, являющихся источниками опасных и (или) вредных производственных факторов;
- применением средств индивидуальной и коллективной защиты.
1.9. При выполнении технологических операций несколькими работниками должна быть обеспечена визуальная или звуковая связь между ними, в том числе путем использования раций или иных видов связи.
1.10. Работы, связанные с применением токсических, раздражающих и легковоспламеняющихся веществ, должны выполняться в отдельных помещениях или на специальных изолированных участках производственных помещений, приспособленных для данного вида работ. Исключения составляют работы по дезинфекции, дезинсекции помещений и дератизации.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Декорации спектакля/концерта должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оставался круговой проход по сцене, эстраде шириной, достаточной для беспрепятственного перемещения людей, но не менее 1 м.
2.2. При проведении работ по монтажу и подготовке сцены необходимо применять на расстоянии не менее 2 м от края оркестровой ямы сигнальное (натянутый канат с подвешенными знаками безопасности) или страховочное ограждение.
2.3. Стационарная нижняя механизация, в том числе стационарные подъемно-опускные площадки и круги, должна быть на одном уровне с неподвижной частью планшета сцены/эстрады в соответствии с организационно-технологической (проектной) документацией на объекты культуры.
Допускается устанавливать стационарное оборудование, находящееся на разных уровнях по отношению к неподвижной части планшета, если это предусмотрено проектно-технической (проектной) документацией.
2.4. Подъемно-опускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены/эстрады (допускается разность между уровнями до 5 мм).
2.5. В случае если при выходе из дверного проема возможен опасный перепад высот, данный проем должен быть либо заблокирован, либо выставлены защитные ограждения и знаки безопасности.
2.6. Поверхность планшета должна обеспечивать безопасность проведения мероприятия и при необходимости должна быть покрыта антистатическим противоскользящим сценическим покрытием.
2.7. Если художественный замысел подразумевает контакт артистов с водой, безопасность участвующих в мизансценах артистов, а также технического персонала обеспечивается дополнительными мерами, исходя из оценки рисков возможного получения электротравмы и (или) травмы от падения из-за наличия скользкой поверхности.
2.8. Перед началом репетиции, спектакля или отдельного акта, в котором исполняются танцевальные номера, пол должен быть чистым и сухим, в случае если иное не предусмотрено партитурой проведения спектакля.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Выход на сцену артистов для участия в репетициях или спектаклях (концертах) допускает ведущий режиссёр после приёмки сцены.
3.2. Подготовка сцены включает следующие виды работ:
- монтаж и проверка надёжности установки и крепления частей и элементов художественного оформления, светового, звукового, видео- и прочего оборудования, установка всех необходимых страховочных устройств. Технический персонал, находящийся на сцене во время монтажа или проведения иных технических работ при наличии рисков падения предметов с высоты, иных рисков получения травм головы, осуществляет работы с использованием СИЗ головы от ударов;
- проверка наличия и исправности ограждений игровых площадок, станков, креплений, перил лестниц, наличия обозначений видимыми маркерами границ площадок, проверка исправности люков;
- подготовка дежурного света за пределами игровой площадки;
- проверка наличия светящейся, светоотражающей, белой и иных лент на краях перепадов по высоте станков и других игровых площадок в тех местах, где это допускается художественным образом;
- проверка состояния планшета сцены или его покрытия и проходов на сцену;
- проверка изоляции, наличия заземления и оценка ее исправности;
- проведение технической репетиции (без участия артистов), если имеются перемены во время действия, а также трюки и полеты. В случае наличия сложных мизансцен или полетов, где задействованы артисты, допускается отдельная репетиция с ними данного трюка.
- помощник режиссёра проверяет готовность художественного оформления, марок, входов (выходов) со сцены и оценку безопасности предстоящей работы артистов.
3.3. Подниматься и спускаться на игровых станках допускается только по лестницам или иным конструкциям, предусмотренным художественным решением, обеспечивающим безопасность работников.
3.4. Запрещается опираться и садиться на установленные ограждения на площадках станков, если не предусмотрены иные художественные решения, обеспечивающие при этом безопасность артистов.
3.5. Мизансцены, связанные с бросанием бутафорских предметов (бутылок, бокалов, палок и других предметов), необходимо выполнять по сценическому заданию, не допуская вылета предметов за пределы сцены, если это не предусмотрено художественным замыслом и партитурой проведения мероприятия. При этом данные действия должны обеспечивать безопасность зрителям и работникам театра.
3.6. Во время смен и перемен декораций необходимо соблюдать осторожность и быть внимательным к выполняемым на сцене работам во избежание получения травм от перемещаемых и опускаемых (поднимаемых) декораций.
3.7. Механизмы сцены, элементы художественного оформления должны приводиться в движение по команде режиссера (помощника режиссера), ведущего спектакль (репетицию), в соответствии с партитурой спектакля, концерта и с учетом места нахождения работников на сцене.
3.8. Во время проведения спектакля, концерта (репетиции) запрещается:
- находиться за кулисами во время антракта или действия лицам, не занятым в данной сцене или ее подготовке, лицам не отвечающим (не осуществляющим контроль) за эту подготовку и проведение данной сцены;
- входить на галереи, колосники, в трюм и другие специальные помещения сцены лицам, не задействованным в проведении спектакля, сидеть и опираться на элементы художественного оформления, приготовленные в кулисах для монтажа и установки в следующих картинах;
- проходить над открытыми люками и клапанами, а также заступать за выставленные ограждения;
- касаться крепёжных деталей приборов, тросов, электроприводов, кабелей, канатов, верёвок, за исключением тех, которые обыгрываются на сцене;
- использовать поломанную мебель и бутафорию, а также личные вещи в качестве реквизита в случае, если это не предусмотрено художественным образом.
3.9. Разборные конструкции (стволы деревьев, ветки, памятники, постаменты) должны иметь соединения, исключающие смещение деталей по отношению друг к другу.
3.10. Поверхность бутафорских изделий, с которыми работает артист, должна быть без заусенцев и острых выступов, а их размещение на конструкции должно производиться с учётом возможного их задевания артистами или иным персоналом.
3.11. Костюмы, изготовленные на жестких каркасах, должны выполняться так, чтобы исключить возможность нанесения травмы работникам.
Реквизит (ордена, портупеи, пояса, ожерелья) прикрепляется к костюму или надевается на актера так, чтобы исключить возможность нанесения травмы актеру или его партнерам.
3.12. При постановке батальных сцен (фехтование, рукопашный бой, драки) должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность артистов и участников массовых сцен и исключающие возможность их травмирования и окружающих.
3.13. Батальные сцены должны быть отрепетированы. Перед каждым спектаклем/концертом режиссёр (помощник режиссёра), ведущий спектакль/концерт, обязан проинструктировать исполнителей, а наиболее опасные фрагменты батальных сцен дополнительно прорепетировать и сделать запись в журнале учёта инструктажа.
3.14. Постановщик батальных сцен обязан представить в дирекцию театра/концертного зала письменные рекомендации по охране труда при выполнении поставленной композиции в структуре движения и в пространственном размещении исполнителей, а также средства защиты от травм и ушибов при обыгрывании и падениях (защитные жилеты, маты, сети и другие).
3.15. Работодатель должен утвердить разработанную постановщиком батальных сцен инструкцию по безопасному проведению батальной сцены, в которой предусматриваются конкретные требования к исполнителям, используемому оружейному реквизиту и мероприятиям по их обеспечению защитными средствами.
3.16. Работодатель должен утвердить разработанную инструкцию по безопасному использованию оружейного реквизита.
3.17. Обязанность доведения инструкций по безопасному использованию оружейного (бутафорского) реквизита, а также организации в случае необходимости дополнительных репетиций мизансцен с использованием оружейного реквизита и правилам обращения с бутафорским оружием лежит на руководителях творческих коллективов, использующих его.
3.18. Запрещается использовать неисправный оружейный (бутафорский) реквизит.
3.19. Перед каждым спектаклем/концертом режиссер (помощник режиссера), ведущий спектакль/концерт, обязан проинструктировать исполнителей. Перед репетицией наиболее опасных сцен исполнители должны быть проинструктированы с записью в журнале инструктажа.
3.20. Запрещается вводить нового исполнителя в батальные сцены без прохождения соответствующей подготовки и репетиций с постановщиком.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. В случаях когда во время репетиции или во время проведения спектакля/концерта артист обнаружил некачественное соединение и крепление декораций, установку бутафорских изделий, неисправности в электрической проводке, он обязан:
- немедленно сообщить о неисправностях мастеру постановочного цеха или помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль/концерт (репетицию);
- прекратить репетицию (выступление), если эти неисправности угрожают жизни и здоровью работников;
- не приступать к репетиции (выступлению) до устранения неисправностей.
4.2. При несчастных случаях артист обязан:
- немедленно сообщить о случившемся происшествии помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль/концерт (репетицию), или руководителю постановочной части;
- срочно принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему;
- организовать доставку или сопроводить пострадавшего в кабинет дежурного врача;
- при необходимости вызвать бригаду скорой помощи;
- по возможности сохранить обстановку, при которой произошёл несчастный случай;
- не приступать к репетиции (выступлению) до получения соответствующего разрешения.
4.3. При возникновении пожара следует:
- немедленно прекратить репетицию (выступление);
- сообщить мастеру постановочного цеха или помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль/концерт (репетицию);
- вызвать пожарную охрану;
- приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Покинув сцену, артисту необходимо явиться в артистическую уборную, снять грим, смазать лицо кремом, при необходимости, принять душ.
5.2. Нательное бельё после использования подлежит стирке и проглаживанию горячим утюгом.
5.3. При приёме одежды (костюма) у артиста костюмер должен проверить карманы и удалить из них посторонние предметы.
5.4. По мере загрязнения костюмы должны отдаваться в стирку или химчистку.
5.5. Артист извещает мастера постановочного цеха или помощника режиссёра (режиссёра), ведущего спектакль/концерт (репетицию), о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
Составил [должность, инициалы, фамилия]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма инструкции по охране труда для работников театров и концертных залов
Подготовлено экспертами компании "Гарант"