Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 июня 2008 г. N КА-А40/4618-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Специализированные железнодорожные вагоны - цистерны" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция, налоговый орган)) о признании недействительным ее решения от 06.06.2007 N 491 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5483831 руб. за октябрь 2006 года. Общество также просило обязать Инспекцию возместить путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам НДС в сумме 5 483 831 руб. за указанный период.
Определением суда от 17.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО "СГ-Транс".
Решением суда от 10.12.2007 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у заявителя права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в указанном размере.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене, Инспекция указывает на то, что у заявителя право на вычеты в указанном размере не возникло, поскольку оказанные ОАО "СГ-Транс" услуги связаны с услугами по перевозке товаров, вывезенных за пределами таможенной территории РФ и подпадают под действие п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Инспекция приводит довод о том, что заявитель принял к вычету НДС, уплаченный налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ с применением 18 налоговой ставки.
В отзывах на кассационную жалобу ЗАО "ПО "Спеццистерны" и привлечено ОАО "СГ-Транс" указывают на несостоятельность ее доводов, как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просят оставить обжалованные судебные акты без изменения. Заявлены ходатайства о приобщении отзывов к материалам дела, которые суд находит подлежащими удовлетворению с учетом мнения представителей Инспекции и ОАО "СГ-Транс" в отношении отзыва заявителя, ЗАО "ПО "Спеццистерны" в отношении отзыва ОАО "СГ-Транс", не возражавших против заявленного ходатайства.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представители Общества возражали против доводов жалобы и настаивали на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве на кассационную жалобу. Представители ОАО "СГ-Транс" поддержали позицию заявителя.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи с неполным исследованием всех юридически значимых обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2006 года и документов, подтверждающих обоснованность применения названной налоговой ставки и налоговых вычетов.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 05.06.2007 N 491, которым отказано в возмещении НДС в сумме 5483831 руб., уплаченного ОАО "СГ-Транс" за оказание транспортных услуг в цистернах по перевозке товаров в рамках договора от 29.12.2003 N 01/074-04-СУ 1990.
Отказ Обществу в возмещении НДС мотивирован Инспекцией тем, что Общество принимает к вычету суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ, поскольку оказанные Обществу услуги по упомянутому договору непосредственно связаны с перевозкой товара, вывезенного за пределы таможенной территории РФ.
Инспекция, ссылаясь на положения п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, указывала на то, что спорные услуги подлежали налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, в связи с чем Общество неправомерно занизило НДС в сумме 5483831 руб. по счету-фактуре ОАО "СГ-Транс" с отражением налоговой ставки 18 процентов.
Общество оспорило в арбитражном суде решение Инспекции в части доначисления НДС в сумме 5483831 руб., обратившись с настоящим заявлением.
Принимая решение по спору, судебные инстанции исходили из того, что объектом налогообложения НДС является реализация услуг, связанных с предоставлением цистерн во временное пользование, в которых осуществлялась перевозка товаров. Суды пришли к выводу о том, что услуги по предоставлению цистерн грузоотправителям и экспедиторским организациям во временное пользование для перевозки грузов в международном сообщении не могут быть отнесены к услугам, поименованным в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем операции по реализации этих услуг подлежат налогообложению по ставке 18%, Общество обоснованно в соответствии со ст.ст. 171, 172 НК РФ применило налоговый вычет.
Вместе с тем, при рассмотрении спора суды не учли следующего.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положения настоящего подпункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) и иные подобные работы.
Определением Конституционного Суда РФ N 41-О от 19.01.2005 установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость работ, услуг по ставке 0% закон (п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ) напрямую увязывает с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы (услуги), такой же налоговой ставки.
Следовательно, основным критерием, позволяющим отнести работы, услуги к облагаемым по ставке 0%, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. По смыслу и буквальному содержанию п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень подпадающих под его действие работ, услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса. Аналогичное толкование указанной нормы дано Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума N 7205/07 от 20.11.2007 года.
Поэтому для определения надлежащей налоговой ставки необходимо было установить, являлся ли товар в момент оказания услуги экспортируемым.
Для целей обложения налогом на добавленную стоимость товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Общество, подавшее налоговую декларацию, являлось экспортером товара; для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении собственных операций по реализации товара на экспорт Общество должно было доказать факт вывоза товара из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, что удостоверяется соответствующими отметками таможенных органов на полных грузовых таможенных декларациях.
Такие декларации Обществом в Инспекцию были представлены, что не оспаривается Инспекцией.
На основании пункта 4 статьи 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, установленные статьей 314 Кодекса, о последующем декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.
В связи с чем для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации спорных услуг суду необходимо было соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта и применить необходимые нормы права, что судом не первой, ни апелляционной инстанции сделано не было.
При рассмотрении спора суды исходили из обстоятельств, которые не являются существенными для определения надлежащей налоговой ставки.
Между тем, в силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно Главе 21 Кодекса.
Названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений Главы 21 НК РФ.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу не отвечают требованиям законности и обоснованности и подлежат отмене с направлением дела в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, оказаны ли услуги в отношении товара, реализация которого подлежит обложению по налоговой ставке 0%; соотнести даты оказания услуг и даты помещения товара под таможенный режим экспорта и в зависимости от установленных обстоятельств сделать вывод о том, подпадают ли спорные услуги под признаки п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
При рассмотрении спора следует учесть правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Постановлениях Президиума от 04.03.2008 N 16581/07, от 19.06.2006 NN 16305/05 и 1964/06, от 04.04.2006 NN 14240/05, 14227/05, от 20.12.2005 NN 9263/05, 9252/05.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 10 декабря 2007 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 19 февраля 2008 года N 09-АП-879/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-33564/07-142-178 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2008 г. N КА-А40/4618-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании