Положение
об оказании платных медицинских услуг в бюджетном учреждении
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - ЗоЗПП), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", Уставом [наименование медицинской организации].
Предоставление медицинских платных услуг имеет цель более полного удовлетворения потребности населения в медицинской лечебно-оздоровительной и медико-социальной помощи, в реализации права свободного выбора врача.
Указанный вид деятельности является одним из источников финансового обеспечения оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения.
Средства от оказания платных услуг могут быть направлены на установление работникам дополнительных видов стимулирования их деятельности с учетом эффективности и качества труда, а также социальных льгот и гарантий, что будет способствовать привлечению и закреплению на рабочих местах работников, повышению уровня защищенности их профессиональных, экономических и социальных интересов.
Платные медицинские услуги предоставляются на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
- "платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования;
- "потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- "заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;
"исполнитель" - [наименование бюджетного медицинского учреждения] (далее также - Учреждение).
2. Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг
2.1. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объёмов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа). При этом в медицинской документации делается запись о возможности предоставления соответствующих видов и объёмов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы, территориальной программы и согласии пациента на предоставление медицинской услуги на платной основе.
Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объёмов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.
2.2. Платные медицинские услуги предоставляются учреждением на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
2.3. Учреждение имеет право предоставлять платные медицинские услуги:
2.3.1. На иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе: установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара; применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
2.3.2. При предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2.3.3. Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
2.3.4. При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
2.4. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
2.5. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2.6. Учреждение предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
2.7. Учреждение обязано при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
2.8. При предоставлении платных медицинских услуг должен соблюдаться порядок оказания медицинской помощи, утверждённый Министерством здравоохранения Российской Федерации.
2.9. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объёме стандарта медицинской помощи, утверждённого Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объёме, превышающем объём выполняемого стандарта медицинской помощи.
3. Информация о медицинском учреждении и предоставляемых им услугах
3.1. Учреждение обязано предоставить посредством размещения на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) учреждения информацию, содержащую следующие сведения:
а) наименование;
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность учреждения в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
ж) режим работы учреждения, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
з) адреса и телефоны Министерства здравоохранения [наименование субъекта РФ] (далее - Министерство), Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) [наименование субъекта РФ] и территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [наименование субъекта РФ].
3.2. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени учреждения. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещённой на них информацией.
3.3. Учреждение предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:
а) копию учредительного документа учреждения;
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность учреждения в соответствии с лицензией.
3.4. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:
а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.
4. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг
4.1. Договор заключается потребителем (заказчиком) и учреждением в письменной форме.
Договор должен содержать:
а) сведения об учреждении:
наименование, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата её регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность учреждения в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа;
б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;
в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;
е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени учреждения, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
з) порядок изменения и расторжения договора;
и) договор в обязательном порядке подписывается главным врачом медицинского учреждения;
к) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
4.2. Не допускается включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, перечень которых установлен п. 2 ст. 16 ЗоЗПП (недопустимые условия договора).
4.3. Исполнитель не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
4.4. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и заказчиком, он составляется в 2 экземплярах.
4.5. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или учреждения является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
4.6. При предоставлении платной медицинской и иной услуги, предусмотренной договором, должна быть составлена калькуляция стоимости услуги, которая соответствует утверждённому прейскуранту цен (тарифов) на платные медицинские и иные услуги в учреждении.
4.7. Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.
4.8. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
4.9. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Учреждение информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает учреждению фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
4.10 Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную учреждением медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.
4.11. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаётся документ, подтверждающий произведённую оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчётности (документ установленного образца)).
4.12. Учреждением после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
4.13. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
5. Ответственность учреждения и контроль за предоставлением платных медицинских услуг
5.1. Для оказания платных медицинских услуг сверх программы госгарантий в Учреждении приказом главного врача назначается должностное лицо, ответственное за оказание платной медицинской помощи. Этим же приказом назначается Комиссия по контролю за организацией и качеством платных медицинских услуг, которая в зависимости от спроса на разрешенные лицензией виды медицинской деятельности привлекает высококвалифицированных специалистов.
5.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору учреждение несёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за организацию предоставления и качество платных медицинских и иных услуг в учреждении несёт руководитель и медицинские работники в рамках их компетенции, за правильность ведения бухгалтерского учёта платных медицинских и иных услуг ответственность несёт главный бухгалтер, за формирование цен ответственность несёт руководитель планово-экономической службы.
5.3. Убытки, причиненные потребителю включением в договор недопустимых условий, ущемляющих его права, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии со статьей 13 ЗоЗПП.
5.4. При несоблюдении учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
а) назначить новый срок оказания услуги;
б) потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги, если это предусмотрено договором;
в) потребовать исполнения услуги другим специалистом;
г) расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По соглашению (договору) сторон неустойка может быть выплачена за счёт уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесённого аванса.
5.5. Претензии и споры, возникающие между потребителем и учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.6. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об оказании платных медицинских услуг в бюджетном учреждении
Разработана: Компания "Гарант", август 2023 г.