[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Возможные наименования должности: ведущий специалист по социальной и психологической адаптации граждан.
Должностная инструкция
ведущего профконсультанта
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 сентября 2021 г. N 642н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Ведущий профконсультант относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Ведущий профконсультант непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: [высшее образование или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности].
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.
1.4. Требования к опыту практической работы: опыт работы не менее двух лет в должности с более низкой (предшествующей) квалификацией.
1.5. Особые условия допуска к работе: отсутствуют.
1.6. Ведущий профконсультант должен знать:
- нормативные правовые акты в области содействия занятости населения федерального и регионального уровней, в области профессионального образования и социальной защиты инвалидов, административные регламенты;
- региональные программы содействия занятости населения;
- особенности рынка труда и потребность в кадрах;
- методы и методики социальной и практической психологии;
- технологии психологического консультирования;
- перечень госуслуг ЦЗН, формы, методы и порядок их предоставления;
- категории и характеристики граждан - получателей услуг ЦЗН, основные типы их проблем и возрастные особенности развития личности;
- правила профессионального консультирования, организации и проведения тренингов;
- принципы организации данных в системах управления базами данных, порядок их редактирования;
- принципы, виды, методы, технологии и современный инструментарий профориентационной работы;
- принципы организации групповых занятий и комплектования групп для коррекционной работы;
- профессиографию, профессиоведение;
- методы современной психодиагностики, правила организации психодиагностического обследования;
- методы организации и проведения психодиагностики, психологического тестирования и психологического тренинга;
- методы организации и проведения социально-психологического тренинга по отработке навыков собеседования с работодателем;
- современные методы подбора персонала;
- технологию поиска работы;
- методологию индивидуальных консультаций и тренингов;
- основы социальной психологии и психодиагностики;
- правила организации психодиагностического обследования;
- профессиональные и этические нормы деятельности психолога;
- способы активизации личностных ресурсов человека;
- системы поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приемы составления поисковых запросов;
- сервисы для работы с электронной почтой, порядок просмотра входящих писем, порядок создания и отправки сообщений, правила безопасности при работе с электронной почтой;
- способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с населением при оказании госуслуг;
- правила межличностного общения, этику делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами;
- требования по защите персональных данных при обработке информации;
- правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО), порядок и сроки представления отчетности.
1.7. Ведущий профконсультант должен уметь:
- составлять планы мероприятий, направленных на оказание помощи гражданам, в том числе инвалидам, в профессиональном самоопределении, согласовывать формы и условия их проведения;
- обобщать и систематизировать информацию, касающуюся ситуации безработного гражданина, содержащуюся в регистре получателей госуслуг в сфере занятости населения;
- определять необходимые безработному гражданину виды и формы услуг;
- проводить индивидуальное и групповое консультирование граждан, в том числе инвалидов, в том числе с использованием мобильного центра занятости;
- применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющие актуализировать позицию гражданина и обеспечить профессиональную самореализацию;
- пользоваться методиками психологической диагностики;
- применять лучшие практики профессиональной ориентации граждан и использовать при профориентации справочник профессий и профессиональные стандарты (при их наличии);
- подбирать эффективные формы и методы психологической поддержки в соответствии с выявленными проблемами граждан;
- выявлять сильные стороны, личностные качества, проводить анализ интересов и мотивации;
- разрабатывать программы индивидуальной и групповой работы с гражданами и инвалидами;
- проводить индивидуальные или групповые психологические занятия и тренинги для решения проблем граждан;
- разрабатывать и проводить индивидуальные или групповые тренинги (видеотренинги) по социальной адаптации в соответствии с выявленными проблемами;
- разрабатывать индивидуальные и групповые программы тренингов для оказания психологической помощи гражданам;
- применять разные виды и методы психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями ситуации граждан;
- применять передовой опыт психологической работы;
- учитывать в общении с гражданами их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения;
- проводить беседы (лекции) о ситуации на рынке труда;
- проводить опросы (анкетирование) граждан и обрабатывать их результаты;
- оценивать психологическое состояние граждан, ориентироваться в межличностных отношениях;
- оценивать карьерный потенциал безработного гражданина и его востребованность на рынке труда;
- обучать процессу трудоустройства, включая написание резюме, сопроводительных писем, подготовку к собеседованию;
- соотносить профессиональный опыт безработного гражданина с потребностью рынка и давать заключение по тем должностным позициям, на которые может претендовать гражданин;
- применять методы обучения взрослых в индивидуальной и групповой работе для отработки навыков уверенного поведения и формировать активную жизненную позицию безработных граждан;
- оценивать эффективность обучения безработных граждан навыкам активного самостоятельного поиска работы;
- совершенствовать подходы к работе по социальной адаптации безработных граждан, используя отечественный и международный опыт;
- учитывать в общении с гражданами их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения;
- мотивировать граждан на обучение и трудовую деятельность;
- использовать в работе данные мониторинга рынка труда, информацию о вакантных рабочих местах, размещаемую в системе "Работа в России", в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- применять в работе информационно-коммуникационные технологии, отправлять файлы по электронной почте с соблюдением требований по защите информации;
- осуществлять поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять навигацию по сайтам, применять в работе системы онлайн-консультирования;
- работать в специализированных программно-технических комплексах, использовать системы управления базами данных для просмотра и внесения информации, полученной от граждан на основании предъявленных документов, в регистры получателей госуслуг;
- работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами;
- использовать в работе программное обеспечение для создания и обработки типовых электронных документов;
- вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих деятельность ЦЗН, правил и порядка ведения делопроизводства.
1.8. Ведущий профконсультант обязан:
- соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан;
- применять клиентоориентированный и проактивный подход при предоставлении госуслуг.
2. Должностные обязанности
2.1. В ходе предоставления услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ведущий профконсультант осуществляет следующие трудовые функции:
2.1.1. Оказание услуги по профессиональной ориентации граждан, в том числе:
- информирование граждан о спросе и предложении на рынке труда, о порядке, формах предоставления услуг, направлениях профессиональной ориентации при личном обращении или с использованием средств коммуникации;
- организация карьерного консультирования для занятого населения;
- консультирование молодежи и населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих высвобождению, при личном обращении или с использованием средств коммуникации;
- прием заявления о предоставлении услуги по профессиональной ориентации, в том числе через кабинет интерактивного портала ЦЗН либо через порталы "Госуслуги" или систему "Работа в России", согласование с безработным гражданином даты и времени оказания услуги;
- подготовка и направление уведомления о рассмотрении заявления;
- ведение регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения;
- ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами;
- проведение профилирования безработных граждан по социально-психологическим группам;
- консультирование граждан с применением методик и технологий профессиональной ориентации в целях обеспечения осознанного выбора профессионального пути с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также потребностей общества, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- тестирование (анкетирование) граждан по методикам, используемым при профессиональной ориентации, в том числе в режиме онлайн, с целью определения степени пригодности к конкретной профессии (рабочему месту, должности);
- проведение тренинга по профессиональной ориентации;
- подбор направления профессиональной деятельности, соответствующей психофизиологическим возможностям, профессиональным компетенциям гражданам, в том числе инвалидам;
- оказание помощи гражданам в профессиональном самоопределении, принятии осознанного решения в выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения, при открытии своего дела;
- разработка рекомендаций, содержащих перечень видов деятельности, возможных направлений профессионального обучения;
- подготовка и выдача предложений (рекомендаций) о предоставлении услуги по профессиональной ориентации и заключения об оказании этой услуги;
- проведение опроса (анкетирования) граждан с целью определения удовлетворенности и оценки качества предоставленной услуги, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- проведение профориентационных мероприятий в образовательных организациях, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- проведение профориентационных мероприятий для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений и сопровождение их в процессе оказания услуги;
- подготовка и распространение профориентационных информационных и методических материалов с использованием специальных компьютерных программ;
- подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив и их хранение.
2.1.2. Оказание психологической поддержки безработным гражданам, в том числе:
- информирование безработных граждан о порядке, формах предоставления госуслуги, о направлениях психологической поддержки граждан при личном обращении или с использованием средств коммуникации;
- прием заявления от безработного гражданина (выдача предложения) о предоставлении услуги по психологической поддержке, в том числе через личный кабинет интерактивного портала ЦЗН либо через портал "Госуслуги" или систему "Работа в России", согласование с безработным гражданином даты и времени оказания услуги, подготовка и направление уведомления о рассмотрении заявления;
- ведение регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения;
- консультирование специалистов ЦЗН по выявлению типичных психологических проблем разных групп безработных граждан и подбору для них соответствующих мероприятий;
- разработка и согласование графиков предоставления психологической поддержки безработным гражданам;
- подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования безработных граждан;
- психологическое тестирование (анкетирование) безработных граждан, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- психологическое консультирование безработных граждан, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- проведение диагностических бесед с безработными гражданами для выявления основных проблем, препятствующих их трудоустройству;
- проведение групповых или индивидуальных тренингов с безработными гражданами, направленных на снятие психоэмоциональной напряженности, отработку новых приемов и способов поведения;
- подготовка для безработных граждан и обсуждение с ними рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству;
- выдача безработному гражданину заключения об оказании услуги;
- предоставление гражданам, в том числе инвалидам, услуги психологической поддержки с учетом требований законодательства Российской Федерации о занятости населения и о социальной защите инвалидов;
- проведение опроса (анкетирования) безработных граждан с целью определения удовлетворенности и оценки качества предоставленной услуги, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- подготовка информационных материалов о госуслуге по психологической поддержке граждан, потерявших работу, с использованием прикладных компьютерных программ;
- подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив и их хранение.
2.2. Организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в том числе:
- информирование безработных граждан о порядке, формах предоставления услуги, направлениях социальной адаптации при личном обращении или с использованием средств коммуникации;
- прием заявления от безработных граждан (выдача предложения) о социальной адаптации на рынке труда, в том числе через личный кабинет интерактивного портала ЦЗН, либо через портал "Госуслуги" или систему "Работа в России", согласование с безработным гражданином даты и времени оказания услуги, подготовка и направление уведомления о рассмотрении заявления;
- ведение регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения;
- консультирование безработных граждан с применением различных методик диагностики в целях обеспечения осознанного выбора оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также потребностей общества, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- проведение тестирования (анкетирования) безработных граждан для выявления основных причин, по которым они испытывают трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- составление и согласование с безработными гражданами направлений и графиков предоставления услуги по социальной адаптации, плана и формы проведения занятий, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- обучение безработных граждан технологии составления резюме и индивидуального плана самостоятельного поиска работы, в том числе с использованием электронных средств коммуникации, и подготовка рекомендаций по их применению и совершенствованию;
- обучение безработных граждан методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства при личном обращении, посредством телефонной связи или электронных средств коммуникации;
- обучение методам самопрезентации, обсуждение вопросов формирования делового имиджа и подготовка рекомендаций по совершенствованию навыков самопрезентации;
- обсуждение вопросов адаптации на новом рабочем месте, планирования карьеры;
- предоставление гражданам, в том числе инвалидам, услуги социальной адаптации на рынке труда с учетом требований законодательства Российской Федерации о занятости населения и о социальной защите инвалидов;
- подготовка рекомендаций по продуктивному поиску работы и формированию активной жизненной позиции;
- выдача безработному гражданину заключения об оказании услуги, содержащего рекомендации по поиску работы, составлению резюме, проведению деловой беседы с работодателем, самопрезентации, формированию активной жизненной позиции;
- проведение тестирования (анкетирования) безработных граждан с целью определения удовлетворенности качеством предоставления услуги, в том числе с использованием электронных средств коммуникации;
- подготовка и оформление информационных материалов о госуслуге по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда с использованием прикладных компьютерных программ;
- подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив и их хранение.
3. Права
Ведущий профконсультант имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Ведущий профконсультант несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции ведущего профконсультанта
Подготовлено экспертами компании "Гарант"