[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Возможные наименования должности: руководитель центра занятости населения, начальник центра занятости населения.
Должностная инструкция
директора центра занятости населения
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 сентября 2021 г. N 642н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Директор центра занятости населения относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Директор центра занятости населения непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: [высшее образование или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности].
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.
1.4. Требования к опыту практической работы: не менее двух лет на руководящих должностях или не менее трех лет в должности начальника отдела центра занятости населения или социальной сфере.
1.5. Особые условия допуска к работе: отсутствуют.
1.6. Директор центра занятости населения должен знать:
- нормативные правовые акты в области содействия занятости населения федерального и регионального уровней, профессионального образования, бюджетного планирования и социальной защиты инвалидов, административные регламенты;
- трудовое, гражданское, административное и уголовное право в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей;
- региональные программы содействия занятости населения;
- особенности рынка труда и потребность в кадрах, современные тенденции и направления развития рынка труда;
- состав показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, методологию их формирования и источники получения;
- теоретические основы управления персоналом, нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда; формы и методы поощрения работников;
- основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области содействия занятости населения;
- принципы, методы, технологии, инструменты мониторинга деятельности организации;
- особенности организации деятельности ЦЗН и контроля качества предоставления госуслуг;
- виды, принципы, формы и методы планирования и прогнозирования деятельности ЦЗН;
- персональные информационные менеджеры, порядок работы в них;
- принципы организации данных в системах управления базами данных, порядок их редактирования;
- системы поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приемы составления поисковых запросов;
- почтовые сервисы для работы с электронной почтой, порядок просмотра входящих писем, порядок создания и отправки сообщений, правила безопасности при работе с электронной почтой;
- способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с населением при оказании госуслуг;
- правила межличностного общения, этику делового общения и межкультурной коммуникации;
- требования по защите персональных данных при обработке информации;
- требования охраны труда и пожарной безопасности;
- нормативные правовые акты в области противодействия коррупции;
- правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности.
1.7. Директор центра занятости населения должен уметь:
- планировать деятельность организации и контролировать ее с использованием персональных информационных менеджеров;
- определять потребность ЦЗН в трудовых и материально-технических ресурсах;
- разрабатывать программы, формировать систему показателей деятельности организации;
- осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией;
- оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов;
- оценивать индивидуальный вклад работников ЦЗН в достижение общих целей;
- систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием госуслуг в сфере занятости населения;
- проводить статистический анализ данных мониторинга, обосновывать полученные выводы;
- применять статистические данные для принятия управленческих решений;
- разрабатывать проекты методических и руководящих документов, регламентирующих деятельность ЦЗН и необходимых для внедрения современных методов и инструментов работы с гражданами в области содействия занятости;
- разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу;
- разрабатывать и принимать управленческие решения по вопросам организации текущего управления процессами оказания госуслуг в сфере занятости населения и прогнозировать их последствия;
- находить способы достижения цели в изменяющихся условиях деятельности, планировать и формулировать предполагаемые результаты, сроки, ресурсы;
- контролировать расходование бюджетных средств, выделенных на выполнение задач ЦЗН;
- контролировать показатели работы ЦЗН в области содействия занятости населения и деятельности организации;
- использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области занятости населения;
- выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и коррупционным действиям;
- вести деловую переписку, переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений, взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- применять в работе информационно-коммуникационные технологии, отправлять файлы по электронной почте с соблюдением требований по защите информации;
- осуществлять поиск информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять навигацию по сайтам, применять в работе системы онлайн-консультирования;
- работать в специализированных программно-технических комплексах, использовать системы управления базами данных для просмотра и внесения информации, полученной от граждан на основании предъявленных документов, в регистры получателей госуслуг;
- работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами;
- разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции;
- использовать в работе программное обеспечение для создания и обработки типовых электронных документов.
1.8. Директор центра занятости населения обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан.
2. Должностные обязанности
2.1. В процессе руководства деятельностью ЦЗН директор центра занятости населения осуществляет следующие трудовые функции:
2.1.1. Планирование и организация деятельности ЦЗН, в том числе:
- организация подготовки предложений в текущие и перспективные планы работы ЦЗН по оказанию госуслуг в области занятости населения и их формирование;
- разработка ключевых показателей эффективности деятельности ЦЗН по оказанию госуслуг, разработка критериев их оценки и методов контроля;
- планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение ЦЗН ключевых показателей эффективности деятельности, а также на снижение уровня безработицы и напряженности на рынке труда;
- разработка предложений по формированию, реализации и финансовому обеспечению региональных программ содействия занятости населения;
- организация прогнозирования и планирования объемов расходования денежных средств ЦЗН на выплаты социального характера в сфере занятости населения для включения в бюджет на финансовый год и плановый период;
- проведение мероприятий по укомплектованию ЦЗН необходимыми кадрами, формирование кадрового резерва для оперативного замещения вакансий;
- подготовка предложений по оптимизации структуры подразделений ЦЗН исходя из совершенствования технологических процессов оказания госуслуг в сфере занятости населения;
- организация работы по ведению баз данных и регистров лиц, получивших услуги; по эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечивающих процесс предоставления госуслуг в ЦЗН;
- организация разработки и внедрения новых форм и методов работы в сфере занятости населения, в том числе с использованием цифровых технологий;
- создание удаленных рабочих мест для сотрудников;
- подготовка предложений для включения в планы реализации принятых решений по перспективному развитию информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях госуслуг в сфере занятости населения;
- подготовка заключений и отзывов на поступающие в ЦЗН проекты нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам оказания госуслуг в области занятости населения;
- разработка предложений по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам оказания госуслуг в области занятости населения;
- организация работы по систематизации и анализу информации, статистических данных, отчетных и справочных материалов по вопросам оказания госуслуг в сфере занятости населения;
- организация межведомственного информационного взаимодействия в целях оказания госуслуг в сфере занятости населения;
- прием граждан и юридических лиц, в том числе посредством телефонной связи и электронных средств коммуникации.
2.1.2. Управление и контроль деятельности ЦЗН, в том числе:
- определение полномочий и распределение задач по выполнению планов между подразделениями или работниками и установление взаимосвязи между ними;
- организация разработки положений о подразделениях и отделах ЦЗН, должностных инструкций работников;
- подготовка предложений вышестоящему руководству по профессиональному развитию работников в области занятости населения и прохождению независимой оценки квалификации;
- формирование системы наставничества, организация и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте;
- контроль исполнения работниками ЦЗН их должностных обязанностей, исполнения документов по качеству и срокам;
- организация и контроль предоставления госуслуг в сфере занятости населения;
- оценка деятельности организации по доступности услуг в области содействия занятости населения, количеству и качеству оказанных услуг;
- проведение семинаров-совещаний с работниками ЦЗН по вопросам оказания госуслуг и реализации региональных программ содействия занятости населения;
- текущий контроль последовательности действий по предоставлению услуг (определенных административными процедурами) в ЦЗН;
- контроль соблюдения работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных;
- создание безопасных условий труда для работников ЦЗН и организация специальной оценки условий труда;
- контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности;
- организация мобилизационной подготовки ЦЗН, мероприятий антитеррористической направленности, выполнение требований по гражданской обороне, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных рисков;
- контроль своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятия по ним решений и направления заявителям ответов в установленные сроки и по установленной форме.
2.2. Мониторинг рынка труда, оценка деятельности ЦЗН, в том числе:
- определение цели и задачи мониторинга;
- организация проведения мониторинга ситуации на рынке труда;
- организация сбора и анализ информации о потребности организаций в рабочей силе по отраслям и профессиям, а также о составе неработающих граждан и причинах их незанятости;
- организация сбора, обработки и анализа информации по вакансиям из СМИ, интернет-порталов, форумов, отчетности организаций;
- организация сбора информации о созданных рабочих местах для инвалидов и об их трудоустройстве;
- организация сбора информации о высвобождении и неполной занятости работников в организациях;
- разработка предложений по обеспечению трудовыми ресурсами региональной потребности экономики, в том числе обоснование необходимости в привлечении иностранных граждан;
- организация сбора информации о рынке образовательных услуг;
- сбор и систематизация информации о потребности работодателей в квалифицированных кадрах и их профессиональном обучении;
- разработка предложений по совершенствованию системы трудоустройства выпускников и применению лучших практик подготовки кадров;
- обобщение результатов мониторинга трудоустройства граждан и их удовлетворенности полнотой и качеством предоставленных госуслуг;
- организация проведения комплексного изучения общественного мнения о деятельности структурных подразделений ЦЗН по оказанию услуг в сфере занятости;
- разработка мероприятий по повышению качества оказания гражданам госуслуг и предложений по формированию и реализации региональных программ содействия занятости населения;
- контроль соответствия деятельности организации планам и прогнозам, принятие мер при отклонениях;
- контроль подготовки информационных материалов, статей и размещения их на официальном сайте, информационных стендах, информационных электронных табло;
- организация, проведение всех видов мероприятий (ярмарки вакансий и учебных мест, мини-биржи, встречи с работодателями), работа на этих мероприятиях;
- координация межведомственного электронного взаимодействия в целях мониторинга с использованием и без использования СМЭВ.
3. Права
Директор центра занятости населения имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Взаимодействовать со всеми подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.4. Принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Директор центра занятости населения несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции директора центра занятости населения
Подготовлено экспертами компании "Гарант"