[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] |
Должностная инструкция главной акушерки
(управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации)
[наименование медицинской организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 479н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации сестринского дела" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Главная акушерка относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Главная акушерка непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к квалификации: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Организация сестринского дела" или высшее образование - магистратура по специальности "Управление сестринской деятельностью".
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в конгрессных мероприятиях.
Соблюдение врачебной тайны, принципов медицинской этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.
Соблюдение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих медицинскую деятельность.
Требования к практическому опыту работы: не менее десяти лет по направлению профессиональной деятельности.
1.4. Особые условия допуска к работе:
- сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Организация сестринского дела";
- сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью";
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
- отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью.
1.5. Главная акушерка должна знать:
- статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинской организации;
- медицинскую этику и деонтологию;
- психологию профессионального общения;
- основы педагогики;
- принципы, виды и структуру планов;
- принципы разработки мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- принципы разработки целевых показателей деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- принципы кадрового планирования в медицинской организации;
- принципы отбора и адаптации персонала;
- принципы профессионального развития медицинского персонала на рабочем месте;
- принципы принятия управленческих решений при работе с материальными ресурсами;
- принципы рационального использования материальных ресурсов в медицинской организации;
- принципы и правила использования критериев, показателей и индикаторов оценки качества деятельности персонала;
- принципы принятия управленческих решений для внесения организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала;
- принципы и организацию медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период;
- правила составления плана проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий среди прикрепленного населения;
- правила составления и подачи заявки на получение необходимых медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
- правила внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, морально-правовые нормы профессионального общения медицинского персонала;
- правила применения нормативных правовых актов при планировании кадрового состава;
- правила и принципы управления персоналом;
- правила эксплуатации медицинских изделий, предназначенных для работы среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации;
- правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий;
- правила эксплуатации медицинских изделий, используемых в структурном подразделении;
- правила учета, хранения и применения лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий;
- правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
- должностные обязанности среднего и младшего медицинского персонала;
- функции сестринской службы медицинской организации;
- ресурсы, требуемые для деятельности подразделений, оказывающих медицинскую помощь в организациях;
- источники и способы распределения ресурсов в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в организациях;
- управленческий и статистический учет в медицинской организации;
- этапы и порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации;
- виды, формы, порядок оформления, хранения, сроки и объем представления медицинской документации, в том числе в форме электронного документа;
- виды и правила оформления документации, необходимой для управления материальными ресурсами в медицинской организации;
- виды мотивирования и стимулирования работников;
- виды контролирующих мероприятий;
- требования к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинской организации;
- требования по защите и безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну;
- требования к отчетной документации, структуру и состав отчетной документации по кадрам;
- требования охраны труда в медицинских организациях;
- требования, принципы и правила учета товарно-материальных ценностей, оперативно-технического учета и предметно-количественного учета медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств;
- требования к учетной и отчетной документации, структуру и состав отчетной документации;
- теорию управления и организации труда;
- требования к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режимам в медицинской организации;
- требования к безопасной больничной среде и системе мероприятий по ее обеспечению;
- методы анализа показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей, характеризующих состояние здоровья населения;
- методики расчета потребности в ресурсах и эффективности их использования в медицинской организации;
- методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей);
- методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
- методы планирования;
- методы контроля санитарно-эпидемиологических требований в условиях подразделения медицинской организации;
- основы теории и практики сестринского дела;
- основы документирования организационно-управленческой деятельности медицинской организации;
- основы планирования труда и отдыха медицинского персонала;
- основы организации и проведения работы по наставничеству;
- основы создания и поддержания корпоративной культуры в организации;
- основы этики и психологии делового общения;
- основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов;
- основные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, используемые при оказании медицинской помощи пациентам;
- основные требования к организации лечебного питания в медицинской организации;
- основные положения законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующие организацию и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;
- порядок применения нормативных правовых актов при организации работы с кадрами;
- порядок аттестации и организации дополнительного профессионального образования среднего и младшего медицинского персонала;
- порядок получения медицинских изделий и лекарственных препаратов;
- порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
- порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации;
- компетенции и требования к квалификации средних и младших медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в структурном подразделении;
- кадровый менеджмент;
- санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений и условиям труда;
- санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
- санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в условиях медицинской организации;
- права и обязанности сотрудников медицинской организации, занимающихся практической подготовкой обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации;
- условия хранения, применения, учета и выдачи медицинских изделий и лекарственных препаратов;
- перечень нормативных правовых актов для организации и проведения контролирующих мероприятий;
- клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;
- задачи, принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- классификацию, общую характеристику чрезвычайных ситуаций, их поражающие факторы, величину и структуру санитарных потерь.
2. Должностные обязанности
На главную акушерку возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Организация работы планированию кадрового состава среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.2. Организация работы по рациональной расстановке и использованию среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.3. Организация мероприятий по отбору и адаптации среднего и младшего медицинского персонала при приеме на работу.
2.4. Организация и проведение мероприятий по профессиональному развитию среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.5. Организация и проведение работы по внедрению инноваций в деятельность среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.6. Организация использования материальных ресурсов средним и младшим медицинским персоналом в медицинской организации.
2.7. Организация и проведение контроля санитарно-просветительной работы среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.8. Организация и проведения контроля качества деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации в области профилактики, диагностики, лечения, ухода, восстановительного лечения и реабилитации пациентов.
2.9. Организация и проведение контроля соблюдения правил учета, хранения и отпуска лекарственных средств, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств, препаратов крови и медицинских изделий.
2.10. Организация и проведение контроля соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, морально-правовых норм профессионального общения средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.11. Организация и проведения контроля противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществляемых средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.12. Планирование и проведение мероприятий по развитию сестринской службы медицинской организации.
2.13. Планирование мероприятий по профессиональному развитию среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.14. Планирование деятельности среднего и младшего медицинского персонала, утверждение перечня и установление значений целевых показателей их деятельности.
2.15. Планирование ресурсного обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.16. Ведение, учет и хранение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа.
2.17. Принятие управленческих решений по вопросам совершенствования сестринской службы в медицинской организации.
2.18. Обеспечение условий и организация выполнения требований охраны труда средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.19. Обеспечение проведения профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.20. Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации медицинских изделий, применяемых средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.21. Проведение работы по организации процессов оказания медицинской помощи средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.22. Проведение работы по разработке проектов локальных актов медицинской организации.
2.23. Формирование отчета, в том числе аналитического, о своей деятельности и результатах.
2.24. Проведение работы по формированию и поддержанию корпоративной культуры в медицинской организации.
2.25. Проведение работы по контролю соблюдения лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов медицинской организации.
2.26. Проведение мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации.
2.27. Проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации.
2.28. Проведение работы по подготовке к медицинской эвакуации пациентов в специализированные медицинские организации в чрезвычайных ситуациях.
2.29. Разработка и внедрение системы мотивации среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.30. Контроль и организация практической подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования в структурном подразделении медицинской организации деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.31. Содействие созданию в трудовом коллективе деловой, творческой обстановки, поддержка инициативы и активности работников.
2.32. Принятие управленческих решений по вопросам материально-технического обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала в медицинской организации.
2.33. Анализ текущего ресурсного обеспечения и определение ресурсов, необходимых для деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.34. Анализ полученной в результате проведения контролирующих мероприятий информации и разработка предложения по внесению организационных изменений в деятельность среднего и младшего медицинского персонала.
2.35. Получение, хранение и учет медицинских изделий, лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств.
2.36. Медицинская сортировка и оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период.
2.37. Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме.
2.38. Контроль ведения медицинской документации средним и младшим медицинским персоналом медицинской организации.
2.39. Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации.
2.40. Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме.
2.41. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.
2.42. Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания).
2.43. Работа в составе врачебно-сестринской или фельдшерской бригады по оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях в догоспитальный период.
2.44. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Главная акушерка имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Давать подчиненным ему работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.3. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему работниками.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Главная акушерка несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции главной акушерки (управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"