Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция менеджера в области бережливого производства
(уровень компетенции в области бережливого производства - лин-эксперт)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57523-2017 "Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2017 г. N 648-ст, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к квалификации: [указать уровень профессионального образования или наличие профессиональной подготовки и требования к опыту работы].
1.4. Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) является лидером команды (группы) по бережливому производству (далее - БП), занимающейся улучшениями на уровне организации и/или межорганизационном уровне.
1.5. Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) должен знать:
- методы управления заинтересованными сторонами с целью достижения операционных целей;
- понятия ценности, потребителя ценности;
- отличия деятельности, создающей и не создающей ценности;
- что такое поток создания ценности (далее - ПСЦ);
- виды потерь;
- понятие совершенствования, цель совершенствования ПСЦ;
- стандарты ГОСТ Р серии "Бережливое производство" и, в частности, о ГОСТ Р 56404;
- понятие, цели и назначение системы менеджмента бережливого производства (далее - СМБП);
- наименования основных методов и инструментов бережливого производства, используемых в организации и, в частности, описанных в ГОСТ Р 56407;
- назначение стандартизации, основные параметры, используемые в стандартах работы;
- назначение и шаги организации рабочего пространства (далее - 5S);
- назначение визуализации;
- объекты визуализации, способы разметки и маркировки.
1.6. Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) должен уметь:
- объяснять ожидаемые результаты применения БП (в целом/в общих терминах);
- объяснять преимущества применения БП в организации, включая такие идеи, как сокращение времени производства, времени цикла, операционных издержек; рост мощностей, производительности, уровня качества;
- описывать историю развития БП;
- переносить преимущества БП на конкретные условия;
- определять проблемы, влияющие на качество, затраты и доставку в реальных организациях и разработку улучшений;
- объяснять, какие преимущества может дать БП в конкретных условиях, что может дать применение БП организации и ее потребителям, заинтересованным сторонам, как можно применять БП на уровне потоков, процессов, рабочих мест;
- описывать, как использовать данные для оценки улучшений;
- описывать принципы БП, определение ценности, понятия потока и ПСЦ, "вытягивания", постоянного улучшения, "стремления к совершенству";
- применять принципы БП в конкретной ситуации;
- применять принципы БП в долгосрочной перспективе к стратегической ситуации;
- определять ценность с точки зрения потребителя - преобразование требований потребителя в реализованную потребность (продукцию, услугу);
- определять и описывать необходимые не добавляющие ценности действия, добавляющие и не добавляющие ценность действия и потери (излишняя транспортировка, запасы, перемещения, ожидания, перепроизводство, излишняя обработка, дефекты);
- управлять ценностью для потребителя, определять, что добавляет ценность, а что не добавляет;
- создавать поток, определять и устранять препятствия, связанные с потерями, убрать незавершенное производство между этапами процесса, перепланировать рабочее место с целью улучшения потока; использовать методы для определения и устранения потерь, такие как картирование ПСЦ/материального или информационного потока, диаграмма спагетти;
- описывать использование методов управления загрузкой работ для улучшения потока;
- демонстрировать использование методов управления загрузкой работ для улучшения потока;
- описывать ПСЦ и его границы;
- описывать "вытягивание" - предоставление потребителю того, что ему нужно и когда это нужно, например с помощью инструмента канбан;
- демонстрировать применение "вытягивания" в процессе предоставления потребителю того, что ему нужно и когда это нужно;
- использовать инструмент канбан для передачи сигнала от потребителя в процесс;
- управлять "вытягиванием" - предоставлением потребителю того, что ему нужно и когда это нужно;
- применять инструмент канбан для передачи сигнала от потребителя в процесс;
- описывать значение термина "стремление к совершенству", начиная со стандартизации процесса, проведения постоянных улучшений в области качества, затрат и сроков, непрерывного устранения потерь текущего состояния и поддержания улучшений, поиска идеального состояния процесса;
- выделять и описывать заинтересованные стороны, подходящие методы для управления заинтересованными сторонами;
- описывать важность коммуникативных навыков при внедрении БП и последствия плохой коммуникации персонала;
- описывать личностные изменения;
- объяснять логику личностного изменения работника и реакцию на любое изменение, включая внедрение БП;
- описывать факторы, которые важны при сборе данных, например, размер выборки, частота и метод взятия выборки;
- объяснять важность изменения культуры при внедрении БП и отличия от личностных изменений или изменений процесса;
- описывать показатели, используемые при диагностике текущего состояния и планировании рабочей загрузки, - как собрать и проанализировать данные; например объем заказов потребителя, время цикла, такта, требования к ресурсам, уровень качества, отказы, переделка;
- использовать методы визуального менеджмента для улучшения процессов и передачи информации;
- описывать назначение визуального менеджмента и ожидаемые результаты;
- оптимизировать планировку рабочего места для выполнения деятельности;
- описывать влияние маркировки рабочего пространства на эффективность процесса;
- описывать важность командной работы в БП и решения проблем с использованием командной работы, работы Кайдзен-групп;
- описывать метод согласования деятельности по БП со стратегией, например, используя матрицу развертывания политики;
- описывать план внедрения и процесс анализа;
- выбирать и применять подходящие инструменты для анализа;
- описывать разные инструменты и момент их использования (например, диаграмму Исикавы и другие инструменты управления качеством);
- описывать подходящие методы анализа, такие как ежедневные аудиты рабочих мест, еженедельные оценки процессов командами улучшений;
- описывать использование методов, таких как общая эффективность оборудования (далее - ОЕЕ) и быстрая переналадка (далее - SMED), для эффективного управления временем в процессах;
- описывать методы для планирования действий и требуемых ресурсов;
- понимать собственные сильные стороны и стороны, требующие развития.
2. Должностные обязанности
На менеджера в области бережливого производства (лин-эксперта) возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Применение методов и инструментов безопасного производства в своей деятельности.
2.2. Использование стандартной операционной карты в своей работе.
2.3. Разработка предложений по стандартизации собственной работы, своего рабочего места.
2.4. Участие в разработке стандартной операционной карты.
2.5. Применение 5S на своем рабочем месте.
2.6. Выбор объектов визуализации на своем рабочем месте и применение к ним визуализации.
2.7. Использование элементов визуализации для наглядного восприятия и возможности анализа состояния производственных процессов.
2.8. Выявление и использование преимущества бережливого производства для улучшения своей деятельности.
2.9. Выделение деятельности, создающей ценность, и определение потребителя ценности.
2.10. Выявление потерь в своей работе.
2.11. Организация и координация работы лин-практиков, лин-специалистов и лин-экспертов.
2.12. Координация деятельности по БП в рамках организации.
2.13. Организация разработки и развертывания политики и целей СМБП.
2.14. Планирование, разработка (проектирование) и поддержание СМБП в рабочем состоянии, в том числе определение необходимых ресурсов.
2.15. Предоставление отчетов высшему руководству о функционировании СМБП.
2.16. Организация деятельности по постоянному улучшению СМБП.
2.17. Презентация локального применения подходов БП в организации и поддержке их внедрения.
2.18. Использование данных для демонстрации масштаба улучшений, который будет достигнут.
2.19. Управление потоком, умение определять препятствия, связанные с потерями, и устранять их с целью улучшения потока.
2.20. Управление ПСЦ и умение анализировать и улучшать карту текущего состояния ПСЦ, материального и информационного потока.
2.21. Обучение персонала мышлению потоком ценности, включая создание карт текущего или будущего состояния ПСЦ, материальных или информационных потоков.
2.22. Доведение до работников необходимости культурных изменений.
2.23. Применение стандартизации рабочих процессов, проведение повторяющихся улучшений в области качества, затрат и сроков, непрерывное устранение потерь текущего состояния и поиск идеального состояния процесса.
2.24. Стремление к совершенству.
2.25. Демонстрация постоянных улучшений в области качества затрат и сроков, непрерывное устранение потерь текущего состояния и поиск идеального состояния процесса.
2.26. Демонстрация проактивной и постоянной оценки статуса заинтересованных сторон для достижения операционных целей.
2.27. Демонстрирование управления заинтересованными сторонами и мониторинга с использованием подходящих методов.
2.28. Демонстрация обучающей сессии по методам управления заинтересованными сторонами.
2.29. Обучение коммуникационным подходам.
2.30. Доведение до работников важности переходного процесса (процесса изменений).
2.31. Выбор и сбор данных для анализа улучшений процесса.
2.32. Обучение методам получения данных для анализа улучшений.
2.33. Обучение использованию показателей улучшений БП.
2.34. Описание разных видов мышления (например, креативное и аналитическое).
2.35. Обучение подходам креативного мышления.
2.36. Анализ результативности применения визуального менеджмента и корректирующих действий (при необходимости).
2.37. Обучение применению визуального менеджмента.
2.38. Анализ результативности от оптимизации рабочего места и корректирующих действий (при необходимости).
2.39. Обучение методам организации рабочего пространства.
2.40. Обучение персонала работе в командах.
2.41. Обеспечение согласования деятельности по БП со стратегией развития организации.
2.42. Обеспечение согласованности со стратегией при управлении изменениями в организации.
2.43. Обучение применению методик согласования деятельности со стратегией.
2.44. Планирование, мониторинг и корректировка деятельности для управления требуемыми улучшениями.
2.45. Демонстрация мониторинга и анализа плана внедрения, определение необходимых изменений, планирование и осуществление корректирующих мероприятий.
2.46. Использование соответствующих методов анализа данных в деятельности по БП.
2.47. Обучение методам анализа, например, семи инструментам управления качеством.
2.48. Поддержание процесса улучшений.
2.49. Управление устойчивостью улучшений, проводимых другими работниками, используя стандартные методы анализа, такие как аудит рабочих мест, ежедневные проверки после работы, еженедельные оценки процессов командами улучшений для поддержания повышенной производительности.
2.50. Обучение персонала разработке и внедрению устойчивого процесса улучшений.
2.51. Демонстрация методов анализа, таких как аудиты рабочих мест, ежедневные проверки после работы, еженедельные оценки процессов командами улучшений.
2.52. Понимание мотивации отдельных работников и команд для достижения целей.
2.53. Описание возможных подходов, таких как определение индивидуальных механизмов мотивации к работе, создание общего видения компании и ее целей, понимание собственных действий и их последствий.
2.54. Демонстрация использованных подходов мотивации работников и их результатов.
2.55. Обучение персонала способам мотивации участников и мотивации в командах.
2.56. Управление процессами в долгосрочной перспективе для удовлетворения потребительского спроса, используя методы управления результативностью и эффективностью процессов.
2.57. Обучение персонала методам улучшения производительности и основным принципам ОЕЕ и SMED.
2.58. Надлежащее использование методов, таких как ОЕЕ и SMED, для оптимизации времени.
2.59. Планирование рабочей загрузки и ресурсов для достижения требуемых целей.
2.60. Использование планирования рабочей загрузки для достижения целей.
2.61. Оперативное управление процессами для удовлетворения потребительского спроса, оперативное внесение изменений в загрузку работ, исходя из колебаний потребительского спроса.
2.62. Обучение персонала управлению процессами в краткосрочном периоде для удовлетворения потребительского спроса, используя методы управления результативностью и эффективностью.
2.63. Описание собственных сильных сторон и планов по саморазвитию.
2.64. Демонстрация самооценки и предпринятых действий.
2.65. Анализ применения инструментов БП, таких как: картирование ПСЦ, 5S, визуализация, стандартизированная работа, ТРМ, канбан и т. д.
2.66. Обучение персонала использованию инструментов БП, таких как: картирование ПСЦ, 5S, визуализация, стандартизированная работа, ТРМ, канбан и т. д.
2.67. Проведение обучения методам презентаций и отчетов.
2.68. Активная поддержка внедрения БП с помощью соответствующих методик.
2.69. Оказание методической поддержки лин-практикам, лин-специалистам при решении задач в области БП.
2.70. При необходимости координирование работы лин-практиков и лин-специалистов.
2.71. Проведение подготовки персонала организации в области БП.
2.72. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Менеджер в области бережливого производства (лин-эксперт) несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции менеджера в области бережливого производства (уровень компетенции в области бережливого производства - лин-эксперт)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"