[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция старшего специалиста
(установление пенсий и иных выплат)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Специалист по организации назначения и выплаты пенсии", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 октября 2015 г. N 785н, Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 1 ноября 2007 г. N 274п, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Старший специалист относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Старший специалист непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: среднее профессиональное образование. Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата.
Дополнительные профессиональные программы.
1.4. Требования к опыту практической работы: отсутствуют.
1.5. Старший специалист должен знать:
- профильную законодательную и нормативно-правовую базу;
- правила ведения делопроизводства в системе Фонда пенсионного и социального страхования РФ и согласования выпускаемых нормативных документов;
- порядок работы со служебной информацией;
- теоретические и практические аспекты пенсионного страхования;
- порядок взаимодействия с другими органами государственной власти, муниципальными органами;
- порядок и сроки представления отчетности в системе Фонда пенсионного и социального страхования РФ;
- основы этики делового общения и межкультурной коммуникации.
1.6. Старший специалист должен уметь:
- работать с большими массивами данных;
- применять методологию регистрации и перерегистрации документов;
- применять навыки делового письма, работы со служебными документами;
- работать с компьютерной оргтехникой, а также использовать в работе необходимое программное обеспечение;
- применять навыки работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- применять навыки работы с электронными документами, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
- систематизировать информацию;
- производить аналитическую работу со статистическими и отчетными данными, информацией;
- адаптироваться к новым условиям, применять новые подходы к решению возникающих проблем;
- взаимодействовать с другими структурными подразделениями;
- прогнозировать позитивные и негативные последствия своих действий и нести за них ответственность;
- применять способы и методы разрешения конфликтов;
- излагать информацию в полном объеме;
- формировать комплект документов.
2. Должностные обязанности
2.1. Старший специалист в ходе установления пенсий и иных выплат выполняет следующие трудовые функции:
2.1.1. Проведение заблаговременной работы в отношении граждан, выходящих на пенсию, в том числе:
- формирование списков граждан, имеющих право на пенсию в ближайшие 12 месяцев;
- работу со списками граждан, имеющих право на пенсию в ближайшие 12 месяцев, представленными страхователями;
- проведение документальных проверок факта льготной работы по запросам об уточнении стажа из территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования РФ и других субъектов Российской Федерации;
- проверку перечней рабочих мест, профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение пенсии, представленных страхователями;
- формирование наблюдательных дел работодателей, имеющих рабочие места, профессии и должности, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение;
- прием и регистрацию документов, необходимых для проведения заблаговременной работы, полученных от страхователя, в программно-техническом комплексе, в том числе в электронной форме;
- формирование и направление страхователю расписки о получении документов, в том числе в электронной форме;
- оценку представленных документов о пенсионных правах граждан;
- проверку соответствия данных о пенсионных правах граждан, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования РФ, с данными, содержащимися в представленных документах;
- проверку достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработной плате граждан в системе обязательного пенсионного страхования;
- формирование макета электронного выплатного дела путем загрузки электронных образов документов, необходимых для назначения пенсии, в программно-технический комплекс;
- осуществление обмена информацией в рамках электронного информационного взаимодействия с архивными органами по вопросам уточнения стажа (заработка) застрахованных лиц;
- оказание учреждениям, организациям и гражданам методической помощи в оформлении и истребовании документов для назначения и перерасчета пенсий.
2.1.2. Прием и регистрацию заявлений и документов, необходимых для установления и выплаты пенсий и иных выплат, в том числе:
- прием и консультирование граждан по вопросам установления и выплаты пенсий и иных выплат;
- проверку документов, удостоверяющих личность гражданина (уполномоченного, законного представителя), его гражданство, возраст и место жительства;
- проверку факта регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, факта назначения и выплаты пенсии по информационным базам данных Фонда пенсионного и социального страхования РФ и его территориальных органов, факта назначения пенсии ранее по другому основанию или от другого ведомства, установления лицу, обратившемуся за назначением пенсии, ежемесячной компенсационной выплаты для неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособными гражданами;
- проверку наличия макета бумажного и электронного выплатного дела гражданина, в том числе подготовленного в рамках заблаговременной работы с гражданами, выходящими на пенсию;
- прием и регистрацию заявлений и документов, необходимых для установления пенсий и иных выплат, в программном комплексе;
- оценку правильности оформления представленных документов;
- проверку полноты содержащихся в представленных документах сведений и их соответствия сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- сличение подлинников представленных документов с их копиями и заверение этих копий;
- создание электронных образов документов;
- возврат подлинников документов гражданину (уполномоченному, законному представителю), подлежащих возврату при приеме документов;
- заполнение формы соответствующего заявления, печать заполненной формы заявления и передача на подпись гражданину (уполномоченному, законному представителю);
- разъяснение гражданину (уполномоченному, законному представителю) его прав и обязанностей;
- оформление и выдачу гражданину (уполномоченному, законному представителю) расписки-уведомления о приеме документов;
- сверку представленных дополнительных документов с перечнем недостающих документов, указанных в расписке-уведомлении;
- формирование запроса выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- подготовку и направление запроса в службу персонифицированного учета в целях уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
- подготовку и направление запроса в службу оценки пенсионных прав застрахованных лиц при наличии несоответствия сведений персонифицированного учета представленным документам;
- подготовку и направление запросов в организации в целях истребования документов, необходимых для установления пенсии;
- подготовку и направление запросов в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ о необходимости проведения проверки документов, представленных для установления и выплаты пенсий;
- хранение комплектов документов на бумажных носителях в период ожидания дополнительных документов, необходимых для установления пенсии;
- контроль сроков представления заявителем недостающих документов;
- подготовку запросов в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ в целях проведения опроса свидетелей для подтверждения трудового (страхового) стажа;
- оценку документов, представленных свидетелями, опрос свидетелей и оформление его документально;
- подготовку и направление запроса выплатного дела и дополнительного аттестата в связи со сменой пенсионером места жительства;
- подготовку и выдачу справок о пенсионном (социальном) обеспечении, копий документов, находящихся в выплатном деле, по требованию субъекта персональных данных или при наличии его согласия;
- работу с жалобами граждан по вопросам установления и выплаты пенсии и иных выплат;
- заверение электронной подписью произведенных действий на соответствующем этапе в программно-техническом комплексе, формирование электронного выплатного дела (макета выплатного дела) в программно-техническом комплексе;
- разъяснение причины отказа в установлении пенсии и порядка обжалования данного решения, выдачу гражданину решения об отказе в установлении пенсии;
- прием документов для выплаты сумм пенсии, не полученных пенсионером в связи со смертью;
- прием и оценку документов, представленных на выплату социального пособия на погребение;
- разъяснение необходимости представления дополнительных документов в случае отсутствия необходимых документов;
- проверку по информационным базам данных Фонда пенсионного и социального страхования РФ факта работы умершего гражданина на день смерти;
- направление запроса в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о факте получения пособия на погребение в целях исключения двойной выплаты пособия на погребение;
- оценку права на выплату социального пособия на погребение;
- формирование поручения на выплату социального пособия на погребение и выдачу заявителю.
2.1.3. Рассмотрение заявлений и документов, необходимых для установления и выплаты пенсий и иных выплат, в том числе:
- прием комплекта документов и управление процессом по электронному выплатному делу (макету выплатного дела) в программном комплексе;
- оценку на полноту комплекта документов;
- информирование о необходимости дооформления соответствующей службой комплекта документов, представленных гражданином для установления пенсии, в случае представления неполного комплекта документов;
- получение выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в электронной форме;
- проверку обоснованности выдачи документов;
- проверку выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на целостность, достоверность, отсутствие искажений и авторство уполномоченного лица, ее подписавшего;
- анализ представленной выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на соответствие сведениям, имеющимся в документах, после даты регистрации в системе персонифицированного учета;
- оценку документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ;
- проверку сведений о трудовом (страховом) стаже, стаже на соответствующих видах работ;
- ввод информации в программно-технический комплекс, заверение электронной подписью произведенных действий на соответствующем этапе в программно-техническом комплексе и формирование электронного выплатного дела (макета выплатного дела).
2.1.4. Подготовку проектов решений об установлении пенсии и иных выплат, в том числе:
- определение в соответствии с законодательством на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на пенсию;
- формирование проекта решения об установлении (отказе в установлении) пенсии;
- формирование проекта решения о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии и приобщение его к электронному выплатному делу;
- дополнение электронного выплатного дела (макета электронного выплатного дела) документами, поступившими в территориальный орган;
- дополнение электронного выплатного дела (макета электронного выплатного дела) выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с сохранением подлинной электронной подписи;
- дополнение электронного выплатного дела (макета электронного выплатного дела) сведениями о расчете размера пенсии, проектом решения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования РФ;
- заверение электронной подписью произведенных действий на соответствующем этапе в программно-техническом комплексе и передача электронного выплатного дела на следующий этап.
3. Права
Старший специалист имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Старший специалист несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции старшего специалиста (установление пенсий и иных выплат)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"