Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или [число, месяц, год] |
Должностная инструкция
начальника управления качества
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Профессионального стандарта "Специалист по качеству", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. N 276н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Начальник управления качества относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Начальник управления качества непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование - специалитет, магистратура
или
высшее образование (непрофильное) - специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование в сфере управления качеством (менеджмента качества).
Рекомендуется не реже одного раза в три года дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере управления качеством (менеджмента качества) и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере управления персоналом.
1.4. Требования к опыту практической работы - не менее пяти лет работы на инженерно-технических должностях или в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг).
1.5. Особые условия допуска к работе:
- прохождение обучения и инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний требований охраны труда;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
1.6. Начальник управления качества должен знать:
- основные понятия в сфере управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
- законодательство Российской Федерации и международное законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений;
- национальные, межгосударственные, международные стандарты и нормативные правовые акты по управлению качеством (менеджменту качества) продукции (работ, услуг);
- международные технические регламенты в сфере технического регулирования, стандартизации и управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
- законодательство Российской Федерации в области недобросовестной конкуренции;
- основные подходы и документы метрологического обеспечения производства качественной продукции (работ, услуг);
- современный отечественный и зарубежный опыт в области планирования качества продукции (работ, услуг);
- современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения функционирования систем управления качеством (менеджмента качества);
- методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг);
- методы управления качеством при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- методы и методики проведения проверок качества готовой продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, качества и состояния технологического оборудования и инструмента, условий производства, хранения и транспортировки продукции;
- современные методологии совершенствования производственных процессов;
- технические требования, предъявляемые к продукции (работам, услугам), технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и принципы работы средств измерений;
- экономику, организацию производства, труда и управления;
- правила проведения управленческих преобразований в организации;
- принципы построения современных производственных систем;
- основы трудового законодательства Российской Федерации;
- требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
- методы мотивации сотрудников;
- основные меры по предупреждению коррупции в организации;
- требования пожарной, промышленной и экологической безопасности;
- требования охраны труда;
- этику делового общения.
1.7. Начальник управления качества должен уметь:
- применять на практике стандарты в области системы управления качеством (менеджмента качества) и стандарты, регламентирующие системы менеджмента измерений (управления измерениями), аккредитацию, оценку соответствия, менеджмент надежности и устанавливающие требования по безопасности;
- использовать методы контроля за применением стандартов и нормативных правовых актов в области управления качеством (менеджмента качества);
- применять методологию анализа рисков, возможностей и интересов всех сторон, заинтересованных в результатах деятельности организации;
- применять современные методологии совершенствования производственных процессов с их цифровизацией и использованием принципов безбумажной технологии;
- применять современные методы и средства метрологического обеспечения качества продукции (работ, услуг);
- применять методы квалиметрического анализа продукции (работ, услуг);
- применять современные методологии обеспечения конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
- анализировать нормативно-техническую документацию в области управления качеством (менеджмента качества) производства продукции (работ, услуг);
- применять методы контроля за функционированием системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
- анализировать современный российский и международный опыт внедрения, сопровождения и функционирования систем управления качеством в организации;
- систематизировать информацию и данные по показателям качества;
- использовать инструменты и методы стимулирования работников системы управления качеством (менеджмента качества), направленные на повышение производительности труда;
- разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции;
- анализировать структуру управления организацией с точки зрения задач управления качеством продукции (работ, услуг);
- разрабатывать планы проведения преобразований для повышения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг), в том числе в условиях цифровизации;
- определять и анализировать интересы всех заинтересованных в результатах деятельности организации сторон;
- разрабатывать планы подготовки организации к процедуре подтверждения соответствия (сертификации) системы менеджмента (управления) качества;
- проводить преобразования структуры управления для повышения ответственности за выпуск продукции (работ, услуг), не соответствующей требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров;
- анализировать психологический климат в управляемом коллективе;
- выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации.
1.8. Начальник управления качества должен придерживаться необходимых этических норм:
- соблюдать конфиденциальность информации;
- соблюдать этику делового общения;
- проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
- не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации (предприятия) и коллег.
2. Должностные обязанности
2.1. Начальник управления качества в процессе управления качеством продукции (работ, услуг) в организации выполняет следующие трудовые функции:
2.1.1. Формирование политики в области планирования качества продукции (работ, услуг) в организации, в том числе:
- анализ конкурентоспособности проектируемой продукции (работ, услуг);
- разработку плана мероприятий по выявлению необходимых параметров качества проектируемой продукции (работы, услуги);
- анализ российского и международного опыта в области планирования качества продукции (работ, услуг);
- обеспечение разработки плана (программы) мероприятий по производству новой продукции (работ, услуг) на основании требований к качеству продукции (работ, услуг) на этапах маркетинговых исследований, разработки технических условий, производства продукции (работ, услуг);
- определение потребности в персонале и определение требуемых знаний, умений и компетенций работников в области управления качеством (менеджмента качества);
- разработку системы метрологического обеспечения качества продукции (работ, услуг) в организации;
- формирование плана мероприятий по соблюдению и повышению качества выпускаемой организацией продукции (выполнения работ, оказания услуг), обеспечению соответствия современному уровню развития науки и техники, потребностям внутреннего рынка, экспортным требованиям, условиям поставок и договоров, а также требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий;
- контроль реализации планов мероприятий по соблюдению и повышению качества проектируемой и выпускаемой продукции (работ, услуг);
- постановку задач и контроль выполнения работниками, осуществляющими деятельность в области планирования качества проектируемой и выпускаемой продукции (работ, услуг).
2.1.2. Обеспечение функционирования системы управления качеством (менеджмента качества), в том числе:
- мониторинг и анализ рекламаций и претензий, поступающих от потребителей;
- организацию работ по обеспечению функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) с учетом оценки передовой науки и практики и стратегии развития организации;
- формирование структуры системы документооборота управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг) организации;
- координацию разработки документов системы управления качеством (менеджмента качества), необходимых для ее функционирования;
- организацию работ по определению измеряемых параметров и установлению полей допуска, выбору средств и методов измерений для обеспечения требуемой точности;
- разработку мероприятий по выбору необходимых средств формирования оптимальных норм обеспечения точности измеряемых параметров продукции (работ, услуг);
- контроль ведения учета показателей качества продукции (работ, услуг);
- разработку и организацию мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг);
- контроль выполнения мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения технических регламентов, стандартов и технических условий качества продукции (работ, услуг);
- подготовку локальных нормативных актов и отчетной документации для обеспечения функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг);
- разработку рекомендаций и формирование плана мероприятий по повышению качества управления человеческими ресурсами в сфере управления качеством продукции (работ, услуг);
- постановку задач и контроль их выполнения сотрудниками, осуществляющими деятельность в области функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг).
2.1.3. Контроль выпуска продукции (работ, услуг), соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров, в том числе:
- выборочную проверку качества данных и подготовки аналитических отчетов о качестве сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; состояния оборудования и инструмента; условий производства, хранения и транспортировки продукции, а также качества функционирования инструментов цифрового управления в организации;
- исследование причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства продукции (работ, услуг) с целью выявления неконтролируемых параметров качества продукции (работ, услуг);
- контроль за устранением причин возникновения дефектов продукции (процессов), выявляемых при эксплуатации (производстве) продукции (работ, услуг);
- выборочную проверку сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, а также элементов системы управления качеством (менеджмента качества) в организации;
- анализ организационно-технических, экономических, кадровых факторов этапов жизненного цикла продукции (работ, услуг) с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
- составление плана мероприятий по подтверждению соответствия системы управления качеством (менеджмента качества) в организации;
- организацию проведения внутреннего аудита для подтверждения намеченных показателей результативности системы управления качеством (менеджмента качества) или для получения информации по улучшению системы управления качеством (менеджмента качества);
- проведение мероприятий с целью повышения ответственности за элементы системы управления качеством (менеджмента качества) в организации;
- контроль функционирования системы управления качеством (менеджмента качества) в организации;
- разработку плана мероприятий по повышению ответственности за выпуск продукции (работ, услуг), не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов (технических условий), утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров;
- разработку предложений по повышению мотивации работников, осуществляющих деятельность в области управления качеством (менеджмента качества) продукции (работ, услуг).
3. Права
Начальник управления качества имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Начальник управления качества несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции начальника управления качества
Подготовлено экспертами компании "Гарант"