[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Возможные наименования должностей, профессий: почтальон 1-го класса, почтальон 2-го класса, почтальон 3-го класса.
Должностная инструкция почтальона
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Работник почтовой связи", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 октября 2021 г. N 720н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Почтальон относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Почтальон непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: основное общее образование и профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Без требований к опыту практической работы.
1.4. Особые условия допуска к работе: лица не моложе 18 лет.
1.5. Другие характеристики: класс должности определяется объемом обслуживаемых доставочных участков.
1.6. Почтальон должен знать:
- нормативные правовые и локальные нормативные акты в сфере почтовой связи, регламентирующие трудовую деятельность;
- порядок сбора, хранения, обработки персональных данных в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- правила делового и корпоративного этикета;
- перечень и характеристики почтовых услуг объекта почтовой связи;
- методики оказания услуг пользователям услуг почтовой связи;
- правила приема, доставки и вручения почтовых отправлений;
- средства автоматизации производственного процесса;
- технологию документирования доставки и вручения почтовых отправлений;
- правила осуществления кассовых операций;
- требования охраны труда в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- перечень и характеристики телеграфных услуг;
- правила доставки и вручения телеграмм и уведомлений;
- средства информатизации производственного процесса;
- технологию документирования доставки телеграмм и уведомлений;
- стандарты клиентского сервиса и порядок обслуживания пользователей услуг почтовой связи;
- правила приема почтовых переводов денежных средств;
- правила доставки почтовых переводов денежных средств;
- правила выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
- перечень и характеристики почтовых переводов денежных средств;
- технологию документирования приема и доставки почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат по месту жительства или регистрации пользователя услуг почтовой связи;
- правила осуществления кассовых операций;
- правила приема платежей в адрес третьих лиц;
- технологию документирования приема платежей в адрес третьих лиц;
- перечень и характеристики платежей в адрес третьих лиц;
- характеристики услуги подписки на периодические печатные издания;
- правила доставки периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- технологию реализации товаров народного потребления;
- правила продажи товаров народного потребления;
- перечень и характеристики товаров народного потребления, реализуемых объектом почтовой связи;
- методики продажи товаров в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- технологию документирования реализации товаров народного потребления;
- правила оказания дополнительных и социально значимых услуг;
- перечень и характеристики почтовых, финансовых, дополнительных и социально значимых услуг;
- технологию документирования оказания дополнительных и социально значимых услуг.
1.7. Почтальон должен уметь:
- выполнять технологические операции, связанные с приемом и доставкой почтовых отправлений;
- осуществлять движение по маршруту в соответствии со схемой доставочного участка;
- осуществлять документирование приема и передачи почтовых отправлений;
- осуществлять коммуникацию с пользователями услуг почтовой связи;
- обеспечивать сохранность почтовых отправлений, денежных средств и отчетных документов в соответствии с трудовыми обязанностями;
- обеспечивать целостность производственного оборудования при выполнении трудовой функции;
- идентифицировать поддельные документы и денежные знаки при обслуживании пользователей услуг почтовой связи;
- документировать денежные операции, производимые при обслуживании пользователей услуг почтовой связи;
- осматривать доставочный участок;
- применять средства автоматизации производственного процесса в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей;
- выполнять технологические операции, связанные с приемом телеграмм и уведомлений в объекте почтовой связи и их доставкой пользователям услуг почтовой связи;
- осуществлять документирование доставки телеграмм и уведомлений;
- обеспечивать сохранность телеграмм, уведомлений и отчетных документов в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- выполнять технологические операции, связанные с получением в объекте почтовой связи почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат для дальнейшей доставки;
- осуществлять документирование приема и доставки денежных средств;
- выполнять технологические операции, связанные с доставкой и вручением пользователю услуг почтовой связи почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат;
- осуществлять документирование приема платежей в адрес третьих лиц;
- выполнять технологические операции, связанные с приемом в объекте почтовой связи периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- выполнять технологические операции, связанные с обработкой периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- выполнять технологические операции, связанные с доставкой клиентам периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- выполнять технологические операции, связанные с оформлением подписки на периодические печатные издания;
- обеспечивать сохранность денежных средств, материальных ценностей, периодических печатных изданий, рекламных материалов, счетов и отчетных документов в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- осуществлять документирование приема подписки на периодические печатные издания, доставки периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- осуществлять документирование приема и реализации товаров народного потребления;
- выполнять технологические операции, связанные с реализацией товаров народного потребления;
- выполнять технологические операции, связанные с оказанием дополнительных и социально значимых услуг;
- осуществлять документирование реализации дополнительных и социально значимых услуг.
2. Должностные обязанности
Почтальон в ходе обслуживания клиентов по месту жительства или регистрации выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Прием и доставка (вручение) почтовых отправлений по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи, в том числе:
- подготовка к приему и доставке внутренних и международных почтовых отправлений, извещений о почтовых отправлениях по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи;
- доставка и вручение внутренних и международных почтовых отправлений и извещений о почтовых отправлениях пользователю услуг почтовой связи;
- прием почтовых отправлений по месту жительства или регистрации пользователя услуг почтовой связи;
- документирование неврученных и принятых на доставочном участке почтовых отправлений;
- передача в объект почтовой связи неврученных и принятых на доставочном участке почтовых отправлений;
- подготовка отчетной документации по результатам приема и доставки почтовых отправлений;
- консультирование пользователя услуг почтовой связи по услугам, связанным с внутренними и международными почтовыми отправлениями;
- осуществление денежных операций, производимых при приеме почтовых отправлений от пользователей услуг почтовой связи и доставке почтовых отправлений пользователям услуг почтовой связи;
- документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах);
- идентификация клиентов в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
2.2. Доставка (вручение) телеграмм по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи, в том числе:
- подготовка к доставке телеграмм и уведомлений по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи;
- доставка телеграмм и уведомлений пользователю услуг почтовой связи;
- документирование неврученных телеграмм и уведомлений;
- подготовка отчетной документации по результатам доставки телеграмм;
- передача в объект почтовой связи неврученных телеграмм и уведомлений;
- документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах).
2.3. Прием и доставка (вручение) почтовых переводов, пенсий и пособий по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи, в том числе:
- подготовка к доставке почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи;
- идентификация пользователей услуг почтовой связи;
- прием почтовых переводов денежных средств от пользователей услуг почтовой связи;
- выплата почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат пользователям услуг почтовой связи;
- передача в объект почтовой связи принятых от пользователя услуг почтовой связи почтовых переводов денежных средств, а также не врученных пользователю услуг почтовой связи почтовых переводов, пенсий, пособий и других социальных выплат;
- подготовка отчетной документации по результатам приема и вручения почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат;
- консультирование пользователя услуг почтовой связи по порядку приема и вручения почтовых переводов денежных средств, выплаты пенсий и пособий;
- осуществление денежных операций при приеме и доставке почтовых переводов денежных средств, пенсий, пособий и других социальных выплат пользователям услуг почтовой связи;
- документальное оформление денежных операций;
- документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах).
2.4. Прием платежей в адрес третьих лиц по месту жительства или регистрации клиентов, в том числе:
- подготовка к приему платежей в адрес третьих лиц по месту жительства или регистрации клиента;
- прием платежей в адрес третьих лиц по месту жительства или регистрации клиента;
- подготовка отчетной документации по результатам приема платежей в адрес третьих лиц по месту жительства или регистрации клиентов;
- передача в объект почтовой связи принятых платежей в адрес третьих лиц;
- консультирование клиентов по платежам в адрес третьих лиц;
- осуществление денежных операций, производимых при приеме платежей в адрес третьих лиц по месту жительства или регистрации клиентов;
- документальное оформление денежных операций, осуществляемых при приеме платежей в адрес третьих лиц, в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
- документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах);
- сдача вверенного оборудования в объект почтовой связи.
2.5. Прием подписки на периодические печатные издания и доставка периодических печатных изданий, рекламных материалов по месту жительства или регистрации клиентов, в том числе:
- подготовка к доставке периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- доставка периодических печатных изданий и счетов;
- распространение рекламных материалов;
- прием подписки на периодические печатные издания по месту жительства или регистрации клиента;
- подготовка отчетной документации по приему подписки на периодические печатные издания, результатам доставки периодических печатных изданий, рекламных материалов и счетов;
- консультирование клиентов по услуге подписки на периодические печатные издания;
- осуществление денежных операций, производимых при приеме подписки на периодические печатные издания;
- документальное оформление денежных операций;
- документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах).
2.6. Реализация товаров народного потребления по месту жительства или регистрации клиентов, в том числе:
- подготовка к реализации товаров народного потребления;
- движение по маршруту для реализации товаров народного потребления по месту жительства или регистрации клиентов;
- доставка товаров народного потребления по месту жительства или регистрации клиента;
- продажа потребителю товаров народного потребления;
- выполнение денежных операций при продаже товаров народного потребления;
- прием от клиентов заказов на товары народного потребления, реализуемые объектом почтовой связи;
- подготовка отчетной документации по результатам реализации товаров народного потребления;
- консультирование клиентов по товарам народного потребления, реализуемым объектом почтовой связи;
- документальное оформление денежных операций при осуществлении реализации товаров народного потребления.
2.7. Реализация дополнительных и социально значимых услуг по месту жительства или регистрации клиентов, в том числе:
- консультирование потребителей о перечне, характеристиках, условиях и порядке оказания дополнительных и социально значимых услуг;
- выявление потребности в оказании дополнительных и социально значимых услуг;
- оказание дополнительных и социально значимых услуг по месту жительства или регистрации;
- прием денежных средств за оказание дополнительных и социально значимых услуг по месту жительства или регистрации;
- выполнение и документальное оформление денежных операций, производимых при реализации дополнительных и социально значимых услуг;
- подготовка отчетной документации по результатам оказания дополнительных и социально значимых услуг объекта почтовой связи;
- передача в объект почтовой связи принятых денежных средств.
2.8. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Почтальон имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Почтальон несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции почтальона
Подготовлено экспертами компании "Гарант"