[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [число, месяц, год] М. П. |
Положение
об организации и ведении воинского учета граждан Российской Федерации
[наименование юридического лица]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. N 700 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета", Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.) и определяет порядок организации и ведения воинского учета граждан Российской Федерации, работающих в [наименование юридического лица] (далее - граждане, организация).
1.2. Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета).
1.3. Организация воинского учета в организации входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
1.4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
1.5. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, и настоящим Положением.
1.6. Руководитель организации несет ответственность за состояние воинского учета, осуществляемого в организации.
1.7. Выполнение работ по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации, предоставление отчетности по бронированию возлагается на военно-учетный стол организации.
1.8. Воинскому учету в организации подлежат:
- граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
- граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
мужского пола;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
1.9. Не подлежат воинскому учету в организации граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
2. Цели и задачи воинского учета
2.1. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
- потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
- потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
2.2. Основными задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
- документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
- анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах организации обороны Российской Федерации и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
3. Ведение воинского учета
3.1. Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организации, представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых руководителем организации, работниками военно-учетного стола:
- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в организации;
- по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организации в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
- по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с организацией в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
3.2. Расходы, связанные с ведением воинского учета, производятся за счет средств организации.
3.3. Руководитель организации выделяет для работников военно-учетного стола специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
3.4. Персональный состав и функциональные обязанности работников военно-учетного стола, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации, проект которого согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
3.5. Перемещение и увольнение работников военно-учетного стола также проводится по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
3.6. При временном убытии работника военно-учетного стола приказом руководителя организации назначается на этот участок работы другой работник. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
3.7. Воинский учет призывников и военнообязанных запаса осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2).
3.8. Ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение раздела 2 "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных и призывников осуществляются в порядке согласно приложению N 7 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях.
3.9. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются:
- для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнообязанных запаса - военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета).
4. Обязанности работников военно-учетного стола
4.1. Работники военно-учетного стола выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники военно-учетного стола:
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;
- заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;
- разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.3. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, работники военно-учетного стола:
- выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
- ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно настоящему Положению.
4.4. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники военно-учетного стола:
- направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;
- направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления;
- вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований;
- оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
4.5. При приеме документов воинского учета от граждан работниками военно-учетного стола гражданам выдается расписка.
4.6. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете, организация проверяет наличие отметки о приеме на воинский учет.
4.7. В случаях отсутствия отметок в паспорте гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организация направляет:
- офицеров запаса и призывников - в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания;
- солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.
4.8. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в организации работники военно-учетного стола:
- своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время;
- представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организации.
4.9. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих в организации, и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организация разрабатывает план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запас, и согласовывает его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
5. Документы по ведению воинского учета
5.1. Документы по ведению воинского учета граждан изготавливаются организацией по установленным формам.
5.2. Организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях, а также разрабатываются (ведутся):
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек формы N Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителем организации;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
5.3. Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 844 "Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания".
6. Ответственность за правонарушения в области воинского учета
6.1. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
7.2. Настоящее положение доводится до сведения всех работников, ответственных за исполнение настоящего положения, персонально под роспись.
С положением ознакомлены:
N |
Ф. И. О. работника |
Дата |
Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об организации и ведении воинского учета граждан Российской Федерации
Подготовлено экспертами компании "Гарант"