[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Возможные наименования должностей, профессий: специалист полевого отдела.
Должностная инструкция специалиста по организации социологических и маркетинговых исследований
(организация работы по сбору данных фундаментальных и прикладных социологических исследований)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. N 751н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование - бакалавриат. Без требований к опыту практической работы.
1.4. Другие характеристики: рекомендовано дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области методов сбора и анализа социологических данных.
1.5. Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований должен знать:
- основные методы социологических исследований;
- методы отбора документальных источников для количественных и качественных стратегий сбора информации;
- методы отбора респондентов и документальных источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации;
- основы управления персоналом, тайм-менеджмент;
- методы оценивания социальных компетенций;
- требования к менеджменту качества при проведении социологических исследований (стандарты качества) и этические профессиональные кодексы, принятые ведущими национальными и международными профессиональными ассоциациями;
- правила, нормы и основные принципы этики делового общения;
- методологические требования к методам сбора информации: опросу, анализу документальных источников, наблюдению;
- типы выборки и методы ее реализации в фундаментальном или прикладном социологическом исследовании;
- принципы работы с массивами данных;
- требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих работу с персональными данными;
- методы прикладных социологических исследований;
- основные понятия и типы выборочного метода в социологическом исследовании;
- процедуры контроля качества для разных методов сбора данных;
- правила построения основных типов выборки при проведении фундаментального или прикладного социологического исследования;
- функциональные особенности распространенных приложений, предназначенных для обработки электронной документации, работы с электронной почтой;
- особенности языков запросов популярных поисковых систем для контент-анализа вторичных источников фундаментального или прикладного социологического исследования.
1.6. Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований должен уметь:
- использовать знания в области социальных наук применительно к задачам исследования;
- анализировать возможность применения социологических методов к конкретному проекту фундаментального или прикладного социологического исследования;
- формировать задания по реализации проекта выборки при сборе информации в ходе фундаментального или прикладного социологического исследования;
- формировать и оценивать социальные компетенции персонала;
- работать с технической документацией фундаментального или прикладного социологического исследования;
- интерпретировать профессиональные термины и понятия;
- использовать аудио- и видеотехнику;
- использовать сетевые технологии, создавать интернет-ресурсы, редактировать их, пользоваться сетевыми ресурсами;
- работать со специализированным профессиональным программным обеспечением для применения качественных и количественных методов сбора информации, необходимой при проведении фундаментального или прикладного социологического исследования;
- проводить инструктаж интервьюеров и сотрудников организаций-исполнителей по точному соблюдению методики фундаментального или прикладного социологического исследования;
- планировать работу интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей, модераторов, операторов, транскриберов и технических специалистов;
- учитывать социальные компетенции персонала при планировании работ;
- предупреждать конфликтные ситуации и разрешать конфликты;
- прислушиваться к мнению коллег и воспринимать критику;
- работать с техническими устройствами, применяемыми для сбора информации в ходе реализации фундаментального или прикладного социологического исследования;
- использовать интернет-технологии для работы с массивами данных фундаментального или прикладного социологического исследования;
- применять методы выборочного контроля качества сбора данных фундаментального или прикладного социологического исследования;
- контролировать полноту и достоверность собранных данных фундаментального или прикладного социологического исследования;
- работать со вторичными источниками фундаментального или прикладного социологического исследования (результатами социологических опросов, статистическими данными);
- применять методы сбора данных фундаментального или прикладного социологического исследования с использованием технических средств;
- использовать специализированные компьютерные программы обработки социологических данных, полученных в ходе реализации фундаментального или прикладного социологического исследования;
- контролировать аудио- и видеозаписи, фиксирующие сбор данных.
2. Должностные обязанности
Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований в ходе организации работы по сбору данных фундаментальных и прикладных социологических исследований выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Подготовка сбора социологических данных, в том числе:
- согласование организационных и методических вопросов сбора информации с руководителем проекта;
- детализация технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования;
- подготовка методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору социологической информации;
- подбор персонала по сбору социологической информации;
- подготовка и проверка аудио- и видеотехники для фиксации сбора социологической информации.
2.2. Сбор данных из первичных и вторичных источников, в том числе:
- сбор информации в соответствии с методологическими требованиями к соответствующим социологическим методам с использованием специализированного оборудования и программного обеспечения, технологии больших чисел;
- обсуждение вопросов организации, хода выполнения и контроля качества работ по сбору данных с организациями-исполнителями (региональными подразделениями, бригадами исполнителей в регионах и населенных пунктах, провайдерами онлайн-панелей);
- согласование вопросов организации и порядка проведения сбора информации с третьими лицами, вовлеченными в реализацию проекта фундаментального или прикладного социологического исследования;
- подготовка полного комплекта отчетных материалов по этапу сбора информации для фундаментального или прикладного социологического исследования (массива данных, методического отчета, контактных ведомостей, аудиозаписей);
- онлайн- и офлайн-коммуникация с заказчиком фундаментального или прикладного социологического исследования.
2.3. Контроль собранных данных для последующей первичной обработки, в том числе:
- визуальный контроль и контроль программными средствами полноты и достоверности собранных данных в ходе реализации фундаментального или прикладного социологического исследования;
- выборочный телефонный/адресный контроль и проверка маршрутных листов для оценки качества сбора данных фундаментального или прикладного социологического исследования и их соответствия требованиям отбора респондентов;
- контроль качества сбора данных фундаментального или прикладного социологического исследования с использованием профессиональных технических средств;
- при массовых онлайн-опросах (с использованием онлайн-панели) - проведение релевантных процедур контроля качества онлайн-интервью: контроль через веб-интерфейс качества ввода ответов респондентами, отслеживание множественных регистраций в панели, длительности заполнения анкеты;
- при проведении качественных исследований - контроль качества рекрутирования респондентов фундаментального или прикладного социологического исследования;
- проверка соответствия итоговой выборки фундаментального или прикладного социологического исследования исходной модели по структуре и объемам;
- коррекция выборки в соответствии с исходной моделью (ремонт выборки) фундаментального или прикладного социологического исследования.
2.4. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.6. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Специалист по организации социологических и маркетинговых исследований несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции специалиста по организации социологических и маркетинговых исследований (организация работы по сбору данных фундаментальных и прикладных социологических исследований)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"