[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Возможные наименования должностей, профессий: модельер-конструктор, дизайнер детской одежды, дизайнер детской обуви, колорист.
Должностная инструкция дизайнера-модельера
(создание моделей (коллекций) детской одежды и обуви)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта "Дизайнер (конструктор) детской одежды и обуви", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2021 г. N 760н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Дизайнер-модельер относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Дизайнер-модельер непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в сфере дизайна одежды и обуви или психологии и физиологии детей.
1.4. Требования к опыту практической работы: не менее одного года в сфере дизайна одежды или обуви.
1.5. Другие характеристики:
- рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере дизайна детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей один раз в три года;
- необходимые этические нормы: соблюдать нормы авторского и патентного права, не разглашать материалы рабочих и авторских исследований; не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; соблюдать этику делового общения; не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
1.6. Дизайнер-модельер должен знать:
- маркетинг;
- основы культурологии;
- принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования детской одежды и обуви как элемента и средства эстетического и этического воспитания детей;
- методики поиска творческих идей для создания моделей/коллекций детской одежды и обуви и техники их реализации;
- основные приемы и методы художественно-графических работ;
- законы композиции и принципы гармонизации объемных форм, образно-пластическую и орнаментально-конструктивную структуру детской обуви и детской одежды;
- принципы и методы конфекционирования материалов с учетом особенностей проектирования, изготовления и условий эксплуатации моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви;
- эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви;
- компьютерные программы, предназначенные для визуализации моделей детской одежды и обуви;
- требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов и художественных концепций новых моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- российские, межгосударственные и международные стандарты и требования безопасности детской одежды и обуви, в том числе требования таможенных, международных торговых союзов и объединений;
- требования безопасных условий и охраны труда;
- правовые основы интеллектуальной собственности;
- этику делового общения;
- основные характеристики цвета, типы цветовых гармоний и принципы гармонизации цветов;
- психофизиологические и психологические особенности восприятия цветов;
- закономерности цветовых отношений в стандартном 24-секторном цветовом круге;
- методические материалы и нормативно-технические документы по художественно-колористическому оформлению тканей, трикотажного полотна и изделий;
- технологию колористического оформления изделий детской одежды и обуви;
- виды красителей и их свойства, художественно-эстетические требования к выпускаемой детской одежде и обуви;
- современный отечественный и зарубежный опыт в области художественно-колористического оформления детской одежды и обуви;
- основы патентоведения;
- принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования типовых и эксклюзивных моделей детской одежды и обуви, способствующих правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма;
- архитектонику объемных форм;
- конструктивные, технологические и экономические особенности типов и видов моделей детской одежды и обуви;
- базовые основы конструкций и способы их трансформации;
- способы измерений детских фигур и стоп и методики обработки их результатов;
- прогрессивные методы, инструментарий и технологии конструирования и анализа конструкций при создании новых моделей/коллекций детской одежды и обуви;
- компьютерный дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви;
- правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- технологии раскроя деталей, пошива, формования, соединения деталей, обработки и отделки детской одежды и обуви из различных материалов;
- критерии оценки опытных образцов детской одежды и обуви;
- требования детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, предъявляемые к детской одежде и обуви;
- практические аспекты презентации моделей (коллекций) детской одежды и обуви.
1.7. Дизайнер-модельер должен уметь:
- разрабатывать современные направления в детской моде с учетом исторических, культурных и социальных аспектов;
- применять новые и современные тенденции (направления) при разработке детской одежды и обуви;
- анализировать нормативные правовые акты, нормативно-техническую документацию в области технического регулирования, стандартизации санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к детской одежде и обуви;
- создавать и прорабатывать эскизы фигуры ребенка, моделей одежды и обуви от руки и с использованием графических редакторов;
- создавать образ детской одежды и обуви по словесному описанию;
- разрабатывать элементы торговых марок детской одежды и обуви;
- учитывать при создании коллекций детской одежды и обуви стилевое единство моделей и их деталей;
- комбинировать цветовые гаммы, фактуры, формы, материалы, фурнитуру, аксессуары к моделям детской одежды и обуви с учетом детской возрастной физиологии и психологии, прогнозировать свойства и качество готовых моделей по их показателям;
- визуализировать модели (коллекции) детской одежды и обуви в двухмерной и трехмерной компьютерной графике;
- проводить исследования перспективных направлений художественно-колористического оформления моделей детской одежды и обуви, гаммы модных цветов, цветовых вариантов новых рисунков и оформления тканей (материалов, используемых для изготовления обуви);
- анализировать стандарты детской одежды и обуви и требования к ним;
- разрабатывать цветовые вариации, новые рисунки моделей (коллекций) детской одежды и обуви с использованием специализированного программного обеспечения;
- составлять задания по разработке колористических рисунков и гамм модных цветов изделий детской одежды и обуви;
- разрабатывать технические условия и нормативно-техническую документацию на модели детской одежды и обуви с новым колористическим оформлением;
- подготавливать необходимые материалы по художественно-колористическому оформлению моделей детской одежды и обуви с использованием информационных и цифровых технологий;
- проводить экспериментальные работы по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления детской одежды и обуви;
- рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы модели (коллекции) детской одежды и обуви различными приемами и способами;
- применять изобразительные и технические приемы, пользоваться графическими компьютерными программами и автоматизированными средствами проектирования;
- проводить метрические замеры детских фигур и стоп, строить размерную типологию;
- конструировать по эскизам модели (коллекции) детской одежды и обуви;
- выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания безопасной, удобной, функциональной, практичной и эстетичной детской одежды и обуви;
- создавать, проектировать шаблоны конструирования детской одежды и обуви и манипулировать ими;
- соединять в целостной структуре и гармоничной форме все необходимые свойства и требования, предъявляемые к проектируемой модели/коллекции детской одежды и обуви;
- разрабатывать опытный образец модели (коллекции) детской одежды и обуви в сотрудничестве с конструктором и технологом;
- учитывать результаты независимых экспертиз опытных образцов моделей детской одежды и обуви на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики;
- анализировать изменения нормативных правовых актов, нормативно-технической документации в области технического регулирования, стандартизации санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к детской одежде и обуви;
- осуществлять рациональную раскладку деталей моделей детской одежды и обуви для раскроя на соответствующих материалах;
- оценивать антропометрическое соответствие разработанных моделей детской одежды и обуви в статике и динамике;
- находить и устранять конструктивные и технологические дефекты в образцах (партиях) детской одежды и обуви;
- подготавливать и оформлять показы, просмотры, обзоры, презентации, выставки перспективных моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- создавать портфолио моделей (коллекций) детской одежды и обуви.
2. Должностные обязанности
Дизайнер-модельер в ходе создания моделей (коллекций) детской одежды и обуви выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Проектирование визуальных образов и стилей, новых конструктивных решений для эффективного сезонного использования, в том числе:
- выбор области культуры, темы, сезона и роли, которые станут основой модели (коллекции) детской одежды и обуви;
- определение форм, силуэтов, характера конструктивных и декоративных линий, гармонии цветовых сочетаний, размеров и форм деталей новых моделей/коллекций детской одежды и обуви, содействующих эстетическому и этическому воспитанию ребенка и его социальной адаптации среди сверстников и взрослых в соответствии с возрастными особенностями телосложения, пропорциями фигуры, полом ребенка и модными тенденциями;
- разработка первоначальной серии художественных эскизов от руки и (или) с помощью компьютерных программ согласно основным анатомическим точкам, соответствующих основным чертам будущих моделей (коллекций) детской одежды и обуви в соответствии с поставленной задачей/ассортиментной матрицей;
- осуществление отбора эскизов и вариантов образцов моделей (коллекций) детской одежды и обуви для уточнения и корректировки;
- разработка требований и отбор из сформированного ассортимента тканей, кожи, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего вида по цвету, текстуре и качеству в соответствии с тенденциями детской моды, требованиями удобства, прочности, гигиеничности и безопасности для детей, с учетом возрастных особенностей восприятия величины, цвета и форм предметов;
- создание презентационных материалов с эскизами, образцами моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- обсуждение вариантов моделей (коллекций) детской одежды и обуви с руководителем/заказчиком и внесение при необходимости корректировок;
- осуществление отбора образов, стилей, конструктивных решений для моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- подготовка пояснительной записки, включающей обоснование основной идеи проекта, культурно-исторических предпосылок эволюционного развития проектируемой детской одежды и обуви, обоснование формообразования, цветографической концепции и стиля, описание преимуществ перед существующими аналогами.
2.2. Художественно-колористическое оформление моделей (коллекций) детской одежды и обуви, в том числе:
- проведение исследований перспективных направлений художественно-колористического оформления детской одежды и обуви, гаммы модных цветов, цветовых вариантов новых рисунков и оформления тканей (материалов, используемых для изготовления обуви);
- разработка цветовых вариаций, новых рисунков и оформления моделей (коллекций) детской одежды и обуви;
- подготовка плановых заданий по разработке колористических рисунков, перспективных и годовых планов по разработке гамм модных цветов, обеспечение их выполнения;
- разработка технических условий и нормативно-технической документации на принятые к внедрению модели детской одежды и обуви с новым колористическим оформлением;
- контроль соответствия колористического оформления выпускаемых моделей (коллекций) детской одежды и обуви образцам;
- анализ современного отечественного и зарубежного опыта художественного оформления детской одежды и обуви.
2.3. Конструирование моделей (коллекций) детской одежды и обуви, в том числе:
- разработка конструкции модели детской одежды и обуви, способствующей правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма: построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) и целого (всего изделия);
- построение внешних и внутренних деталей моделей детской одежды и обуви;
- перевод художественных эскизов в технические эскизы, содержащие четкую прорисовку модельных особенностей, с сохранением морфологических характеристик;
- подбор базовой основы изделия, уточнение или изменение основы и перенос на нее модельных особенностей;
- проверка правильности разработанной конструкции;
- анализ конструкции изделий и компонентов детской одежды и обуви на технологичность и соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики.
2.4. Проведение практических испытаний изготовленных образцов и партий изделий, в том числе:
- создание совместно с технологом и конструктором из материалов опытных образцов моделей (коллекций) детской одежды и обуви, воплощающих замысел дизайнера;
- тестирование/проведение примерок моделей (коллекций) детской одежды и обуви на контрольных группах потребителей (детях-моделях в присутствии родителей);
- заказ независимых экспертиз опытного образца на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики;
- составление замечаний и предложений по изменению дизайна и конструкции образцов детской одежды и обуви, в том числе по устранению конструктивных и технологических дефектов;
- устранение существенных конструктивных и технологических дефектов детской одежды и обуви;
- создание образцов моделей (коллекций) детской одежды и обуви для показов, просмотров, обзоров и презентаций из фактических материалов;
- представление моделей (коллекций) детской одежды и обуви к показам, просмотрам, обзорам и презентациям;
- отбор образцов детской одежды и обуви, получивших положительные отзывы, для портфолио, производства и продажи потребителям;
- передача законченного дизайн-проекта детской одежды и обуви для реализации на производстве.
2.5. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Дизайнер-модельер имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.6. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Дизайнер-модельер несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции дизайнера-модельера (создание моделей (коллекций) детской одежды и обуви)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"