Согласовано [число, месяц, год] |
Утверждаю [должность, подпись, инициалы, [число, месяц, год] М. П. |
Положение о системе управления профессиональными рисками в образовательной организации
[наименование образовательной организации]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об управлении профессиональными рисками содержит описание управления профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда в [наименование образовательной организации] (далее - Образовательная организация) и разработано в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Примерного положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 776н, Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утв. приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21 марта 2019 г. N 77, письма Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2019 г. N 12-688 "О направлении положений по СУОТ", Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утв. и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст, Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 45001-2020 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению", утв. и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст, Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 680-ст, Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска", утв. и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. N 1405-ст, постановления Исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25 декабря 2020 г. N 5-11 "О Методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков".
1.2. Настоящее Положение о системе управления профессиональными рисками в образовательной организации (далее - положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками и процедурам управления профессиональными рисками Образовательной организации, описывает управление профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в Образовательной организации.
1.3. Процедура управления профессиональными рисками в Образовательной организации предполагает:
- создание комиссии;
- выявление опасностей;
- оценку уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
1.4. Оценку профессиональных рисков осуществляют для выявленных наиболее опасных производственных объектов, технологических процессов и профессий работников Образовательной организации с целью разработки мероприятий по предупреждению возможных опасностей и снижению уровня профессионального риска и планирования работ по улучшению условий труда работников.
1.5. Эффективными мероприятиями по снижению уровня профессиональных рисков в Образовательной организации являются административно-общественный контроль за состоянием условий труда и образовательной деятельности и подготовка (обучение) по охране труда.
2. Организация идентификации опасностей и оценки риска
2.1. Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника [наименование должности руководителя образовательной организации] (далее - руководитель Образовательной организации) организовывается система управления профессиональными рисками, то есть разрабатывается комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
2.2. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками руководитель Образовательной организации с учетом типа и специфики деятельности Образовательной организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
2.3. Для выявления опасностей могут использоваться следующие источники информации:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
- результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты аттестации рабочих мест;
- результаты санитарно-эпидемиологической оценки выпускаемой продукции;
- результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами;
- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и т. д.;
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
2.4. Оценка профессиональных рисков проводится в несколько этапов:
- создание комиссии для проведения оценки рисков;
- выбор методов оценки рисков;
- составление плана-графика работ по оценке рисков.
2.5. В целях организации работы по управлению профессиональными рисками в Образовательной организации издается Приказ о мероприятиях по управлению профрисками, предусматривающий создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков, в состав которой включаются: [вписать нужное]. При необходимости в состав комиссии могут быть включены эксперты из сторонних организаций.
2.6. Лица, проводящие оценку профессиональных рисков, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности, и применяемые меры по их управлению.
2.7. Ответственный за охрану труда в Образовательной организации осуществляет ознакомление работников с результатами оценки рисков, связанных с выполняемой ими деятельностью, включая работников сторонних организаций, выполняющих работы на объектах Образовательной организации.
2.8. В рамках подготовки комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков может быть организовано:
- обучение по охране труда работников;
- ознакомление работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда и производственного контроля в Образовательной организации;
- изучение основных нормативных правовых актов, регулирующих процесс создания и функционирования СУОТ;
- изучение опыта оценки профессиональных рисков в образовательных организациях, результатов мониторинга и контрольных мероприятий систем управления профессиональными рисками.
2.9. В рамках информирования работников сторонних организаций руководитель Образовательной организации:
- определяет структуры и назначает ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой, и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности;
- информирует работников сторонних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля.
2.10. В отношении работников сторонних организаций обмен информацией должен включать:
- требования охраны труда, относящиеся к посетителям;
- процедуры эвакуации и реакцию на сигналы тревоги;
- контроль перемещения;
- контроль доступа и требования по сопровождению;
- средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять.
2.11. Оценку рисков проводят как на каждом рабочем месте индивидуально, так разбив рабочие места по группам, в каждой из которых работники одинаковых профессий выполняют аналогичные трудовые функции.
2.12. При идентификации опасностей выявляются работники, которые могут быть по разным причинам наиболее подвержены опасностям.
2.13. На рабочих местах с повышенной опасностью, таких как пищеблок, прачечная, а также на рабочих местах учителей предметов повышенной опасности, таких как физика, химия, информатика, биология, технология, физическая культура, оценка профессиональных рисков проводится индивидуально.
2.14. Факторы опасности фиксируются по итогам контрольного обхода рабочих мест, опроса работников, наблюдения за действиями работников во время выполнения ими трудовых функций.
2.15. Причины опасных ситуаций и событий, приводящих к ним, анализируются с точки зрения организации труда, условий труда, действий работников, соблюдения требований охраны труда, опасных приёмов трудовой деятельности, организации руководства Образовательной организации.
2.16. Учитываются опасные ситуации, возникающие как при обычном ходе рабочего процесса, так и в исключительных и редких ситуациях. Исключительными и редкими ситуациями в Образовательной организации можно считать следующее:
- аварийная/внештатная ситуация;
- замена работника другим (по причине отпуска, болезни и др.);
- ремонт, уборка во время работы;
- [иное].
2.17. Анализ причин, приводящих к опасной ситуации, включающий установление цепи событий, приводящих к опасной ситуации, учитывается при разработке мероприятий по предотвращению рисков.
2.18. При идентификации опасностей составляется график, с помощью которого комиссия может ориентироваться, сколько времени имеется в наличии для работы на том или ином рабочем месте (группе рабочих мест).
2.19. График также предоставляет руководителю Образовательной организации возможность контролировать процесс оценки рисков.
2.20. Все члены комиссии должны быть заранее ознакомлены с возложенными обязанностями по процедуре оценки профессиональных рисков.
2.21. В ходе подготовки к проведению процедуры оценки профессиональных рисков могут быть использованы материалы проверок органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, в том числе результаты производственного контроля, а также материалы расследований несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
3. Идентификация опасностей
3.1. Главной целью идентификации (выявления и признания) опасностей является определение всех опасностей, исходящих от технологического процесса, опасных веществ, выполняемых работ, оборудования и инструмента, участвующего в технологическом процессе, с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья работника.
3.2. На первоначальном этапе формируется перечень рабочих мест, на которых необходимо провести работы по идентификации опасностей.
3.3. При составлении перечня рабочих мест руководитель Образовательной организации анализирует, уточняет и вносит в перечень следующую информацию:
- наименование должностей (профессий) работников Образовательной организации;
- выполняемые на рабочих местах операции и виды работ;
- места выполнения работ;
- используемые при выполнении работ или находящиеся в местах выполнения работ здания и сооружения, оборудование, инструменты и приспособления, сырье и материалы;
- возможные аварийные ситуации при выполнении работ или в местах выполнения работ;
- описание и причины несчастных случаев и других случаев травмирования;
- вредные и (или) опасные производственные факторы, имеющиеся на рабочем месте, по результатам СОУТ.
3.4. Информация о технологическом процессе собирается и анализируется с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонения в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
3.5. Работы по идентификации опасностей осуществляются с привлечением ответственного за охрану труда, комиссии по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.
3.6. Обследование рабочих мест в Образовательной организации включает:
- обход рабочих мест с осмотром территории (производственных помещений), проходов на рабочие места и путей эвакуации;
- наблюдение за выполнением работниками порученной им работы и их действиями;
- выявление опасностей и оценку применяемых (существующих) мер контроля;
- выявление источников опасностей и (или) опасных ситуаций (инициирующих событий), связанных с выполняемой работой.
3.7. Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления, такие, например, как:
- средства коллективной защиты - ограждение машин, блокировки, сигнализации, предупредительные огни, сирены;
- административные меры управления - надписи о соблюдении безопасности, предупреждения, маркировка опасных зон, маркировка пешеходных дорожек, процедуры обеспечения безопасности, проверки оборудования, контроль доступа, системы обеспечения безопасности работы, наряды-допуски на проведение работ, инструктажи по охране труда т. д.;
- организационные меры - замена оборудования, машин и механизмов, модернизация существующего оборудования, машин и механизмов и т. д.;
- средства индивидуальной защиты.
3.8 Опасности, связанные с вредными факторами, которые могут привести к возникновению профессиональных заболеваний, а также результаты оценки, которые относятся к таким опасностям, должны быть представлены в материалах специальной оценки условий труда. Меры по снижению связанных с ними рисков необходимо представить в плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
3.9 Указанные опасности и связанные с ними риски не повторяют в оценке профессиональных рисков. При этом следует учитывать присущие рабочему месту опасности, которые по каким-либо причинам отсутствуют в карте специальной оценки условий труда.
4. Оценка риска
4.1. Риск является сочетанием вероятности и возможной величины вреда, причиняемого опасностью.
4.2. Определение величины риска производится с целью установления его степени и ранжирования факторов опасности.
4.3. При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
4.4. При идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков необходимо рассмотреть:
- трудовые процессы и их параметры;
- опасные вещества;
- оборудование, инструменты и приспособления;
- типовые работы (работы, выполняемые на регулярной основе);
- техническое обслуживание, техническую диагностику, ремонт оборудования, приспособлений;
- нетиповые работы, включая выезды за пределы рабочего места (командировки);
- деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту;
- опасности, возникающие вне рабочего места и способные негативно повлиять на здоровье и безопасность лиц, работающих на рабочих местах;
- опасности, возникающие вблизи от рабочего места.
4.5. Для проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков рабочая группа определяет перечень рабочих мест. Рабочие места выбираются таким образом, чтобы получить максимально достоверное представление об опасностях, существующих на данном рабочем месте.
4.6. Из рабочих мест с идентичным характером выполняемых работ и аналогичными условиями труда выбирается одно-два рабочих места.
4.7. Определение величины риска проводится в ситуации, соответствующей моменту контроля, без преувеличения и преуменьшения риска. В оценке необходимо стремиться к наиболее объективной величине.
4.8. Величина риска образуется из вероятности опасного события и значимости (серьезности) причиняемых им последствий. В документы оценки рисков вносится величина риска, основываясь на его последствиях. При необходимости совокупная величина может определяться по нескольким различным последствиям.
4.9. Значимость последствий означает серьезность причиняемого здоровью человека вреда, вызываемого событием, вызвавшим этот вред.
4.10. При оценке безопасности последствий учитываются следующие факторы:
- характер причиненного вреда (незначительный/значительный);
- широта последствий (сколько лиц пострадало);
- повторяемость вредного воздействия/нет повторяемости;
- продолжительность вредного воздействия (короткая/длительная).
4.11. В определении серьезности последствий, особенно в опасных случаях, и при оценке значения их в ущербе для здоровья учитывается мнение медицинских работников.
4.12. При рассмотрении в качестве идентифицированных опасностей опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003-2015 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст, в качестве критериев выбора уровня тяжести ущерба можно использовать классы условий труда, установленные по результатам аттестации рабочих мест.
4.13. Каждый вид риска оценивается по трем составляющим: вероятность, подверженность и последствия наступления события, при этом для оценки каждой составляющей применяется балльная шкала.
4.14. При оценке степени вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, учитываются такие факторы, как:
- частота проявления вредного воздействия;
- продолжительность вредного воздействия;
- возможность предвидеть заранее появление вредного воздействия;
- возможность предотвратить вредное воздействие.
4.15. Оценку рисков на рабочем месте производят в следующей последовательности:
- идентифицируют опасности и, при необходимости, их проявления;
- каждой идентифицированной опасности ставят в соответствие возможный ущерб и соответствующий ему весовой коэффициент;
- определяют качественные значения вероятностей наступления ущербов и исхода, не связанного с наступлением ущерба, и соответствующие им весовые коэффициенты путем логического анализа дерева событий или с использованием вербального описания вероятностей (частот);
- путем перемножения численных значений вероятностей (частот) наступления ущербов на соответствующие весовые коэффициенты ущербов определяют риски по каждой из идентифицированных опасностей;
- по шкале оценки значимости рисков оценивают значимости рисков по каждой из идентифицированных опасностей;
- путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск;
- по шкале оценки значимости рисков оценивают значимость риска на рабочем месте как низкий, умеренный, высокий.
4.16. Риски, отнесенные к категории низких, считаются допустимыми и управляемыми в соответствии с существующими в Образовательной организации мерами.
Риски, отнесенные к категории умеренных, рассматриваются как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа.
Риски, отнесенные к категории высоких, рассматриваются как недопустимые и требуют дальнейшего обязательного управления ими (Приложение 3).
5. Разработка мер по исключению и снижению уровней рисков
5.1. Управление риском включает в себя принятие решений о приоритетности выполнения мер по управлению риском и разработку соответствующих мероприятий по его снижению (Приложение 4).
5.2. Все идентификационные риски после их оценки подлежат управлению с учетом приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замену опасной работы (процедуры);
- технические методы ограничения воздействия опасностей на работников;
- организационные методы ограничения времени воздействия опасностей на работников;
- средства коллективной и индивидуальной защиты;
- страхование профессионального риска.
5.3. Необходимо использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.
5.4. Процесс оценки рисков имеет цикличный характер и его нельзя останавливать. Осуществляя функционирование системы управления охраной труда, в рамках которой проведена оценка профессиональных рисков, необходимо постоянно проводить ее мониторинг.
5.5. В случае неудовлетворительного результата следует максимально быстро принимать корректирующие меры.
5.6. Процесс мониторинга сопровождается ведением документации как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Полученные данные в дальнейшем используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда в Образовательной организации.
5.7. При проведении оценки профессиональных рисков на рабочих местах работодатель обязан:
- обеспечить проведение оценки профессиональных рисков на рабочих местах;
- ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения оценки профессиональных рисков на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов оценки профессиональных рисков.
5.8. Работник вправе:
- присутствовать при проведении оценки профессиональных рисков на его рабочем месте;
- обращаться к работодателю, в комиссию по оценке профессиональных рисков с предложениями по осуществлению идентификации опасностей на его рабочем месте и за получением разъяснений по вопросам проведения оценки профессиональных рисков на его рабочем месте.
5.9. Работник обязан ознакомиться с результатами оценки профессиональных рисков на его рабочем месте.
6. Оценка эффективности мер по управлению профессиональными рисками
6.1. Эффективность мер по управлению профессиональными рисками оценивается в ходе внутреннего аудита СУОТ не реже [указать срок].
6.2. Уровень эффективности мер по управлению профессиональными рисками определяется по критериям в соответствии с разрабатываемой программой внутреннего аудита СУОТ.
7. Распределение ответственности за реализацию системы управления профрисками
7.1. Ответственность за реализацию системы управления профессиональными рисками в Образовательной организации в целом, формирование перечня опасностей (Приложение 1) несёт руководитель Образовательной организации.
7.2. Ответственность за проведение процесса идентификации опасностей (Приложение 2) и достоверность предоставляемых данных по результатам идентификации опасностей возлагается на комиссию по идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков (Приложение 5).
7.3. Ответственность за оформление результатов идентификации опасностей и хранение документации по процедуре управления рисками в Образовательной организации возлагается на [наименование должности ответственного за охрану труда].
7.4. Планирование мероприятий по воздействию на риск и контроль за их выполнением осуществляется [наименование должности] с привлечением представителей выборного органа первичной профсоюзной организации/иного уполномоченного работниками представительного органа.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным актом, согласовывается с [наименование должности руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа] и утверждается (либо вводится в действие) приказом руководителя Образовательной организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о системе управления профессиональными рисками в Образовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1. настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о системе управления профессиональными рисками в образовательной организации
Подготовлено экспертами компании "Гарант"