Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Положение о порядке обращения с отходами потребления
[наименование юридического лица]
См. приказ о назначении лица, ответственного за сбор, накопление, учет и своевременный вывоз отходов потребления
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" и определяет порядок обращения с отходами потребления в [наименование юридического лица], за исключением радиоактивных, биологических отходов, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
1.2. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
1.3. [Указать сведения о деятельности юридического лица, в результате которой образуются отходы потребления].
1.4. В процессе деятельности [наименование юридического лица] образуются и накапливаются отходы, которые подлежат сбору, накоплению, временному хранению и учету, а именно:
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код 4 05 122 02 60 5 согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО);
- мусор от офисных и бытовых помещений [наименование юридического лица] несортированный (исключая крупногабаритный) - код 7 33 100 01 72 4 согласно ФККО;
- мусор от офисных и бытовых помещений [наименование юридического лица], практически неопасный - код 7 33 100 02 72 5 согласно ФККО;
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, - код 4 71 101 01 52 1 согласно ФККО;
- картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 %, отработанные - код 4 81 203 02 52 4 согласно ФККО;
- отходы (остатки) демонтажа бытовой техники, компьютерного, телевизионного и прочего оборудования, непригодные для получения вторичного сырья - код 7 41 343 11 72 4 согласно ФККО;
- огнетушители самосрабатывающие порошковые, утратившие потребительские свойства - код 4 89 221 11 52 4 согласно ФККО;
- светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства - код 4 82 415 01 52 4 согласно ФККО;
- [иное].
1.5. Руководитель [наименование юридического лица] назначает лиц, ответственных за сбор, накопление, учет и своевременный вывоз отходов потребления.
1.6. [Наименование юридического лица] в своей деятельности стремится к сокращению объемов образования отходов, внедрению безотходных технологий, преобразованию отходов во вторичное сырье, сведению к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и направлению этих отходов на размещение в организации, имеющие лицензию на осуществление данной деятельности.
1.7. Требования настоящего положения обязательны для всех работников [наименование юридического лица].
2. Требования по обращению с отходами потребления
2.1. Руководитель [наименование юридического лица] обеспечивает:
- соблюдение действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами;
- сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, размещение;
- условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей, при необходимости накопления отходов на территории [наименование юридического лица];
- достоверный учет образования, накопления, использования, утилизации и размещения всех отходов;
- соблюдение установленных нормативов предельного накопления и размещения отходов.
2.2. Руководитель [наименование юридического лица] направляет в [наименование органа, обеспечивающего общее управление охраной труда] информацию о планируемых изменениях в случае планирования в [наименование юридического лица] новых видов деятельности, технологических процессов, сопровождаемых образованием новых видов отходов либо изменением объемов образования отходов.
2.3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Добавить комментарий: См.: приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности").
2.4. Транспортирование отходов должно осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда здоровью людей, окружающей среде, хозяйственным или иным объектам.
2.5. Размещение отходов допускается только на специально оборудованных объектах размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
2.6. Размещение отходов осуществляется только при обосновании невозможности их переработки и не освобождает от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами, а также от выполнения мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов.
2.7. Запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
2.8. Запрещается сжигание различных отходов вне специальных устройств, оборудованных системой газоочистки продуктов сжигания.
3. Порядок сбора, накопления и временного хранения отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусора от офисных и бытовых помещений несортированного (исключая крупногабаритный), мусора от офисных и бытовых помещений практически неопасного
3.1. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и мусор от офисных и бытовых помещений практически неопасный относятся к V классу опасности - практически неопасные отходы.
Мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) относится к IV классу опасности - малоопасные отходы.
3.2. Накопление практически неопасных и малоопасных отходов на территории [наименование юридического лица] осуществляется в специально отведенных местах.
3.3. Отходы IV-V класса опасности, подлежащие вывозу на полигон для твердых коммунальных отходов, складируются в контейнеры, установленные на специализированной контейнерной площадке.
Отходы IV-V класса опасности, подлежащие передаче на утилизацию, накапливаются в специальных контейнерах и (или) запираемых отдельных помещениях.
3.4. При наличии в составе отходов веществ различного класса опасности предельное количество накопления, время и способ хранения определяются наличием наиболее опасных веществ.
3.5. Площадка для накопления практически неопасных и малоопасных отходов на территории [наименование юридического лица] должна соответствовать следующим требованиям:
- площадка должна быть расположена в непосредственной близости от въезда на территорию;
- площадка должна быть с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов;
- размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками.
3.6. Накопление практически неопасных и малоопасных отходов на территории [наименование юридического лица] допускается в случае:
- использования отходов в последующем технологическом цикле в целях их полной утилизации;
- формирования транспортной партии для отправки отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение.
3.7. При временном хранении практически неопасных и малоопасных отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к зданию [наименование юридического лица];
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
3.8. При накоплении отходов запрещается:
- складирование отходов вблизи открытых источников огня и нагретых поверхностей;
- складирование отходов в не предназначенном для этого месте;
- накопление отходов более [указать срок];
- превышение при накоплении отходов установленных нормативов образования отходов;
- складирование отходов на почве;
- складирование отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических нормативов.
4. Порядок сбора и накопления ртутьсодержащих отходов
4.1. Ртутные лампы и прочие ртутьсодержащие приборы, металлическая ртуть относятся к отходам I класса опасности.
4.2. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
4.3. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
4.4. В случае загрязнения помещения, где расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути ответственным лицом должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами.
4.5. Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
4.6. Допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.
Для транспортирования поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп используется герметичная тара, исключающая возможность загрязнения окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
4.7. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности, в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
4.8. Утилизация и обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
4.9. Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.
5. Порядок сбора и накопления отработанных картриджей
5.1. Отработанные картриджи относятся к отходам IV класса опасности.
5.2. При обращении с отработанными картриджами важно сохранить целостность отхода, обеспечить защиту окружающей среды от возможного повреждения.
5.3. Отработанные картриджи накапливаются в специально отведенном, хорошо проветриваемом помещении.
5.4. Отработанные картриджи направляются на утилизацию и (или) обезвреживание на основании договора, заключенного с оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности.
6. Порядок сбора и накопления утративших потребительские свойства приборов и оборудования
6.1. Утратившие потребительские свойства бытовая техника, компьютерное, телевизионное, газовое, холодильное и прочее оборудование относятся к отходам IV класса опасности.
6.2. При обращении с утратившими потребительские свойства приборами и оборудованием важно обеспечить защиту окружающей среды от попадания частей приборов в стоки, на почву, в атмосферный воздух.
6.3. Накопление утративших потребительские свойства приборов и оборудования осуществляется в специально отведенном, хорошо проветриваемом помещении.
6.4. Утратившие потребительские свойства приборы и оборудование направляются на утилизацию или размещение на основании договора, заключенного с оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности.
7. Порядок сбора и накопления утративших потребительские свойства огнетушителей
7.1. Утратившие потребительские свойства огнетушители относятся к отходам IV класса опасности.
7.2. При обращении с утратившими потребительские свойства огнетушителями важно обеспечить защиту окружающей среды от попадания частей приборов в стоки, на почву, в атмосферный воздух.
7.3. Накопление утративших потребительские свойства огнетушителей осуществляется в специально отведенном, хорошо проветриваемом помещении.
7.4. Утратившие потребительские свойства огнетушители направляются на утилизацию на основании договора, заключенного с оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности.
8. Порядок сбора и накопления утративших потребительские свойства светодиодных ламп
8.1. Утратившие потребительские свойства светодиодные лампы относятся к отходам IV класса опасности.
8.2. При обращении с утратившими потребительские свойства светодиодными лампами важно обеспечить защиту окружающей среды от попадания частей приборов в стоки, на почву.
8.3. Накопление утративших потребительские свойства светодиодных ламп осуществляется в специально отведенном, хорошо проветриваемом помещении.
8.4. Утратившие потребительские свойства светодиодные лампы направляются на утилизацию на основании договора, заключенного с оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности.
9. Порядок сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подобных им
9.1. Твердые коммунальные отходы и подобные им относятся к отходам IV-V класса опасности.
9.2. Накопление твердых коммунальных отходов и подобных им производится в мусоросборники, установленные на контейнерной площадке, требования к которым установлены пунктом 3.5 настоящего положения.
9.3. Срок временного накопления твердых коммунальных отходов и подобных им определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток.
9.4. Территория контейнерной площадки после выгрузки мусоросборников должна быть очищена от отходов.
9.5. Территория контейнерной площадки и мусоросборники должны подвергаться дезинфекции, дератизации, дезинсекции в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами.
9.6. Не допускается промывка мусоросборников на контейнерной площадке.
9.7. Удаление твердых коммунальных отходов и подобных им с контейнерной площадки осуществляется оператором, имеющим лицензию на осуществление данной деятельности.
10. Порядок учета отходов потребления
10.1. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных [наименование юридического лица] за период [вписать нужное].
10.2. Учет образовавшихся в [наименование юридического лица] отходов осуществляется [должность работника образовательной организации] в электронном виде.
10.3. Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
11. Передача отходов потребления
11.1. Отходы потребления, образовавшиеся на территории [наименование юридического лица], передаются другому лицу только при наличии у такого лица лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
11.2. Факт передачи отходов I-IV классов опасности для утилизации, обезвреживания, размещения подтверждается соответствующим актом, подписанным уполномоченными представителями [наименование юридического лица] и принимающей стороны.
12. Транспортирование отходов потребления
12.1. Транспортирование отходов потребления допускается только специально оборудованным транспортом, исключающим возможность потерь по пути следования и загрязнение окружающей среды, а также обеспечивающим удобство при перегрузке.
12.2. Транспортирование отходов потребления должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
12.3. Порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
13. Безопасность при работе с отходами потребления
13.1. При проведении работ с отходами потребления необходимо соблюдать осторожность и аккуратность.
13.2. Места накопления пожароопасных отходов должны быть оборудованы противопожарными устройствами и инвентарем.
13.3. В целях предотвращения возможных аварийных ситуаций, связанных с утечкой отходов, необходимо обеспечение мест их накопления специальными реагентами, водой и средствами индивидуальной защиты.
13.4. Запрещается загромождать места сбора, накопления и временного хранения отходов и подходы к ним.
13.5. Все виды работ, связанные с загрузкой и разгрузкой отходов, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
14. Ответственность
14.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14.2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV классов опасности несет [указать должность ответственного лица].
14.3. За превышение лимитов на размещение отходов [наименование юридического лица] несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о порядке обращения с отходами потребления
Разработана: Компания "Гарант", ноябрь 2022 г.