[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Примечание. Возможные наименования профессии, должности: менеджер по аэропортовой деятельности, диспетчер по контролю подготовки воздушных судов к вылету, диспетчер по продаже пассажирских перевозок, диспетчер по продаже грузовых перевозок, специалист по работе с клиентами, линейный представитель.
Должностная инструкция диспетчера
(выполнение комплекса работ по обслуживанию воздушной перевозки авиационного предприятия-перевозчика)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2022 г. N 114н "Об утверждении профессионального стандарта "Представитель авиационного предприятия-перевозчика" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Диспетчер относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Диспетчер непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к квалификации: [высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности/среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности].
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия-перевозчика для работы в государстве пребывания.
1.4. Без требований к опыту практической работы.
1.5. Диспетчер должен знать:
- требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды;
- правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемую международную практику;
- законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок;
- общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;
- основные направления организационного взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия-перевозчика с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций;
- основные положения руководства авиационного предприятия-перевозчика по наземному обслуживанию; по обслуживанию пассажиров;
- основные положения программы лояльности авиационного предприятия-перевозчика и альянсов;
- основы: претензионной работы; паспортно-визового контроля воздушной перевозки; психологии (конфликтологии) для повседневной работы с пассажирами, в том числе в сбойных ситуациях; делового этикета;
- требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды;
- правила: перевозки опасных грузов воздушным транспортом; перевозки животных воздушным транспортом; обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности при воздушной перевозке; взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях;
- порядок работы с перевозочной документацией воздушной перевозки;
- организационную структуру авиационного предприятия-перевозчика и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов.
1.6. Диспетчер должен уметь:
- проверять: готовность комплекта перевозочных документов воздушной перевозки; наличие у пассажиров действительных паспортов, въездных, выездных, а в случае необходимости и транзитных виз;
- оценивать: распределение коммерческой загрузки воздушных судов; готовность стоянки и агента по наземному обслуживанию к прилету воздушного судна; готовность к отправке воздушного судна; соблюдение обслуживающим агентом стандарта обслуживания пассажиров авиационного предприятия в процессе регистрации пассажиров на рейс;
- вести работу по рассмотрению обращений граждан, претензий и жалоб пассажиров, поступающих в представительство авиакомпании, связанных с задержкой доставки, утерей, повреждением всего или части содержимого багажа, отменой или задержкой рейсов, обслуживанием, в рамках имеющихся полномочий;
- оформлять статистические данные о проданных авиаперевозках в системе обработки отчетов о продажах;
- отслеживать действия контрагента на поступившее от авиационного предприятия-перевозчика обращение;
- работать с претензиями, которые приходят от контрагентов авиационного предприятия-перевозчика;
- выявлять: некачественное предполетное и послеполетное обслуживание пассажиров; нарушения со стороны контрагента согласно правилам авиационного предприятия-перевозчика;
- использовать системы бронирования авиационного предприятия-перевозчика;
- пользоваться информационными системами, телефоном для предоставления пассажирам полной информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади и по вопросам авиационной перевозки;
- выполнять проверку оформления перевозочных документов по корпоративным договорам в соответствии с законодательством государства пребывания;
- осуществлять взаимодействие с экипажем и супервайзером рейса агента по наземному обслуживанию;
- контролировать: предоставление комплекса услуг особым категориям пассажиров; работу по сдаче, получению и предоставлению в профильные подразделения отчетной документации по таможенному транзиту; выполнение условий по размещению, отдыху летных и кабинных экипажей воздушных судов и доставке их из аэропорта в гостиницу и обратно;
- контролировать, оценивать наземное обслуживание воздушных судов и принимать корректирующие меры по наземному обслуживанию воздушных судов;
- контролировать, оценивать и корректировать заказ бортового питания.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
2.1. При осуществлении должностных обязанностей по выполнению комплекса работ по обслуживанию воздушной перевозки авиационного предприятия-перевозчика диспетчер осуществляет следующие трудовые функции:
2.1.1. Обслуживание рейсов авиационного предприятия-перевозчика, в том числе:
- организационное обеспечение предоставления бортового питания на рейсы авиационного предприятия-перевозчика в достаточном количестве и, при необходимости, осуществление дозаказа;
- контроль коммерческой загрузки воздушных судов, включая подсчет количества багажа, груза и почты, по прибытии воздушного судна и при подготовке на вылет;
- организационное обеспечение работы с документами по таможенному транзиту грузов воздушным транспортом;
- контроль готовности стоянки для прилетающего воздушного судна, наличия сотрудников агента по наземному обслуживанию, необходимой техники;
- контроль правильности обслуживания воздушного судна во время стоянки, соблюдения схем подъезда и отъезда специальной техники;
- организацию своевременности предоставления качественных услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, включая подключение электропитания, заправку воздушного судна топливом и питьевой водой, обработку туалетов, выгрузку и загрузку багажа пассажиров и грузов;
- контроль качества и своевременности предоставления услуг по наземному обслуживанию воздушных судов;
- работу с экипажем и супервайзером рейса агента по наземному обслуживанию воздушных судов при передаче перевозочных документов по прилету и вылету, передача метеорологической информации, полетных данных, информации об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации;
- координацию деятельности с руководителем представительства, командиром воздушного судна, инженерным центром и центром управления полетами авиационного предприятия, техниками обслуживающей компании при возникновении технической неисправности на любом этапе обслуживания воздушного судна;
- проверку готовности к отправке воздушного судна, наличия комплекта перевозочных документов и безопасной буксировки воздушного судна;
- контроль правильной загрузки опасных грузов в воздушное судно и оформления всех необходимых документов на опасный груз;
- ведение учета данных по выполненным рейсам;
- подготовку статистических форм и отчетов по выполненным рейсам;
- ведение претензионной работы с контрагентами согласно правилам авиационного предприятия;
- организацию предоставления установленных федеральными авиационными правилами услуг для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим причинам, изменения маршрута воздушной перевозки;
- организацию отдыха экипажей воздушных судов после рейсов.
2.1.2. Выполнение работ по обслуживанию пассажиров авиационного предприятия-перевозчика, обработке их багажа и контролю ручной клади, в том числе:
- организацию бесперебойного обслуживания пассажиров авиационного предприятия-перевозчика в зоне регистрации, в зоне выхода на посадку, в зоне получения багажа, координация деятельности с обслуживающей компанией с целью содействия в качественном предоставлении услуг при предполетном и послеполетном обслуживании пассажиров воздушного транспорта;
- оказание помощи пассажирам при взаимодействии со службой розыска багажа в случае неприбытия багажа в аэропорт назначения;
- бронирование, переоформление и возврат перевозочных документов воздушной перевозки;
- расчет стоимости перевозочных документов воздушной перевозки, оплаты за сверхнормативный багаж на рейсы авиационного предприятия-перевозчика и авиакомпаний, имеющих соглашения с авиационным предприятием;
- продажу авиабилетов, дополнительных услуг;
- предоставление пассажирам полной информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади для воздушной перевозки;
- оформление перевозочных документов, платежных документов воздушной перевозки;
- прием всех видов оплат за перевозочные документы воздушной перевозки;
- ведение контроля и учета статистических данных о проданных авиаперевозках и дополнительных платных услугах, предоставляемых авиаперевозчиком;
- ведение претензионной работы с пассажирами согласно правилам авиационного предприятия;
- контроль хода регистрации пассажиров на рейс;
- осуществление паспортно-визового контроля на этапе регистрации и посадки пассажиров на рейс;
- контроль наличия в аэропорту обслуживания авиационно-технического оборудования и расходных материалов авиационного предприятия-перевозчика (рекламно-информационные материалы, багажные бирки, бланки, швартовочные материалы).
2.1.3. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Диспетчер имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.4. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Диспетчер несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции диспетчера (выполнение комплекса работ по обслуживанию воздушной перевозки авиационного предприятия-перевозчика)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"