[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
ученого секретаря библиотеки
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2022 г. N 527н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по библиотечно-информационной деятельности" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Ученый секретарь библиотеки относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Ученый секретарь библиотеки назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. Требования к квалификации: высшее образование (бакалавриат) или высшее образование (непрофильное) (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности) или высшее образование (магистратура) или высшее образование (непрофильное) (магистратура) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности) и стаж работы в должности ведущего (главного) научного сотрудника библиотеки, на руководящих должностях в библиотеке не менее трех лет, при наличии ученой степени - не менее одного года.
1.4. Другие характеристики: рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности (не реже одного раза в три года).
1.5. Ученый секретарь библиотеки должен знать:
- нормы профессиональной библиотечной этики и корпоративной культуры;
- основы библиотековедения, библиографоведения, документоведения, информатики, информационной культуры, социокультурного проектирования, социальных коммуникаций;
- основы государственной политики в сфере культуры, науки и образования, нормативные правовые акты по библиотечно-информационной деятельности, информационной безопасности, защите авторского права в цифровой среде, интеллектуальной собственности, персональных данных;
- основы проектного менеджмента и маркетинговых технологий;
- основы теории и методологии исследовательской деятельности в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиометрии, социологии, возрастной педагогики и прикладной психологии;
- основные направления развития библиотечного дела в Российской Федерации и мире;
- организацию, методики и технологии проведения социологических, маркетинговых, библиотековедческих и книговедческих исследований;
- особенности разработки и реализации библиотечных проектов различных типов;
- принципы организации и содержание работы библиотечных методических служб;
- теорию библиотечного менеджмента и инновационно-методической работы в сфере библиотечной деятельности;
- теорию и технологии социального партнерства и сетевого взаимодействия;
- технологии организации и проведения библиотечных методических мероприятий различных форматов.
1.6. Ученый секретарь библиотеки должен уметь:
- анализировать и обобщать информацию о направлениях развития библиотечной деятельности и социокультурной сферы;
- анализировать и обобщать информацию об актуальном состоянии и основных направлениях развития библиотечно-информационной деятельности;
- выявлять, анализировать, оценивать и обобщать положительный (передовой, инновационный) опыт библиотек, организовывать его внедрение;
- выстраивать коммуникацию со специалистами библиотеки и внешними партнерами по реализации библиотечного проекта;
- готовить аналитические и статистические материалы по результатам мониторинга и диагностики библиотечно-информационной деятельности;
- готовить в библиотеке отчетную документацию, методические и информационные материалы по результатам реализации библиотечного проекта;
- использовать методики и технологии проектной деятельности с учетом специфики их применения в библиотечно-информационной сфере;
- осуществлять мониторинг и диагностику библиотечной деятельности, представлять их результаты;
- осуществлять анализ проблемной ситуации и поиск информации, необходимой для разработки и реализации библиотечного проекта, направленного на решение задач в сфере социальной, информационной, культурной, просветительской деятельности библиотеки;
- оказывать консультационную методическую и практическую помощь библиотекам в очном и дистанционном режимах;
- обеспечивать процесс повышения квалификации в библиотеках учебно-методическими материалами в традиционной и электронной формах;
- определять цель, задачи, ожидаемые результаты и критерии эффективности библиотечного проекта;
- оформлять в библиотеке проектную документацию на всех этапах разработки и реализации библиотечного проекта;
- применять методики проведения и обработки результатов научных и прикладных библиотечных исследований, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- применять в библиотеках информационно-коммуникационные технологии для осуществления профессиональных задач;
- планировать деятельность по реализации библиотечного проекта, осуществлять контроль и мониторинг выполнения задач проекта и сроков их выполнения;
- разрабатывать и представлять результаты библиотечного исследования с целью выработки предложений по развитию библиотечной деятельности;
- разрабатывать и реализовывать в библиотеках программы повышения квалификации библиотечных кадров;
- разрабатывать в библиотеке нормативную, организационную, технологическую, методическую библиотечную документацию;
- распределять обязанности между членами рабочей группы по реализации библиотечного проекта;
- составлять план библиотечного исследования и формулировать задачи;
- составлять аналитические материалы по результатам библиотечного исследования;
- собирать, обрабатывать и анализировать первичную информацию о библиотечно-информационной деятельности.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Ученый секретарь библиотеки в ходе осуществления библиотечной исследовательской, методической и проектной деятельности выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Библиотечная исследовательская работа:
- анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки/библиотек, выбор и обоснование актуальности темы библиотечного исследования;
- разработка программы исследования, направленного на изучение библиотечной деятельности: определение цели и основных задач, объекта, предмета, гипотез исследования, выбор целевой аудитории, метода или совокупности методов исследования;
- формирование в библиотеке исследовательской группы/групп и распределение функций между исполнителями;
- организация и проведение библиотечного исследования/его части;
- обработка и анализ полученных в ходе и/или по результатам исследования данных с целью внедрения его результатов в библиотечную практику;
- обобщение итогов библиотечного исследования (его части), разработка предложений по развитию библиотечной деятельности на основе полученных данных;
- подготовка отчета о проведении библиотечного исследования.
2.2. Библиотечная методическая работа:
- анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки/библиотек;
- мониторинг текущей деятельности библиотеки/библиотек;
- подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга деятельности библиотеки/библиотек;
- разработка системы количественных и качественных показателей учета работы библиотеки/библиотек, методов расчета показателей;
- ведение статистического учета библиотечной деятельности;
- подготовка сводных планов и отчетов о деятельности библиотек по различным направлениям, в том числе по методической деятельности;
- выявление, анализ, оценка и внедрение положительного опыта профессиональной библиотечной деятельности;
- оказание консультационной методической помощи библиотекам по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности: устно, письменно, очно и/или дистанционно;
- организация и проведение библиотечных методических мероприятий в стационарной/дистанционной формах;
- разработка программ обучения с учетом уровней профессиональной подготовки работников библиотеки: определение тематики и задач обучения, выбор методов, форм и технологий обучения;
- проведение в библиотеке занятий в различных образовательных форматах, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- разработка в библиотеке нормативной, организационной, технологической, методической документации;
- разработка предложений по повышению эффективности деятельности библиотеки/библиотек;
- разработка перспективных и текущих планов методической деятельности библиотеки.
2.3. Библиотечная проектная деятельность:
- анализ проблемной социокультурной ситуации, требующей разработки и реализации библиотечного проекта;
- разработка библиотечного проекта: определение цели и основных задач, выбор целевой аудитории, методов и сроков реализации, ожидаемых результатов, критериев эффективности;
- определение и обоснование организационных, материально-технических, технологических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов, необходимых для реализации библиотечного проекта;
- определение круга потенциальных грантодателей в зависимости от целей разрабатываемого библиотечного проекта;
- оформление заявки на библиотечный проект в соответствии с условиями грантодателя;
- формирование рабочей группы/групп по реализации библиотечного проекта;
- реализация библиотечного проекта согласно календарному плану;
- координация деятельности по реализации библиотечного проекта, взаимодействие с партнерами, общее управление коммуникациями проекта;
- мониторинг, контроль и текущая корректировка реализации библиотечного проекта;
- анализ эффективности выполнения библиотечного проекта;
- подготовка отчета, разработка методических и информационных материалов по итогам реализации библиотечного проекта.
3. Права
Ученый секретарь библиотеки имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Ученый секретарь библиотеки несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции ученого секретаря библиотеки
Подготовлено экспертами компании "Гарант"