[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [число, месяц, год] М. П. |
Примечание. Возможные наименование профессии, должности: бармен
Должностная инструкция официанта
(обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2022 г. N 115н "Об утверждении профессионального стандарта "Официант, бармен" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Официант относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Официант непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к квалификации: [профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих/среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих].
1.4. Требования к опыту практической работы: не менее шести месяцев работы в организациях питания по выполнению вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания при наличии профессионального обучения.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- наличие медицинской книжки;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Для реализации и хранения вина, ликеро-водочной продукции и пива - возраст не моложе 18 лет.
1.6. Официант должен знать:
- порядок и правила составления документации по приготовлению коктейлей;
- порядок и правила обслуживания гостей на мероприятиях;
- порядок оформления счетов и расчета по ним с гостями организации питания;
- порядок проведения расчетов при наличии программ лояльности и скидок для гостей организации питания;
- порядок получения, выдачи и хранения денежных средств;
- порядок и процедуру передачи заказа на кухню и в бар;
- правила и технику подачи: блюд, вина, пива, коктейлей, крепких спиртных напитков, чая и кофе;
- правила и технику замены использованной столовой посуды и столовых приборов;
- правила эксплуатации контрольно-кассовой техники и POS-терминалов;
- правила и порядок расчета гостей при наличной и безналичной формах оплаты;
- правила возврата платежей;
- правила и очередность подачи блюд и напитков;
- правила сочетаемости напитков и блюд;
- правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания гостей организации питания;
- правила создания и редактирования заказа в специализированных программах по приему и оформлению заказов;
- правила порционирования и подготовки блюд и напитков к презентации в присутствии гостей;
- правила выбора столовой посуды, чайной и кофейной посуды, приборов, ресторанных аксессуаров, инвентаря;
- правила этикета при обслуживании гостей в баре;
- правила безопасной эксплуатации оборудования бара;
- правила ведения учетно-отчетной и кассовой документации бара;
- правила подготовки к проведению мероприятий в организациях питания и на выездном обслуживании;
- виды и способы постановки вопросов при определении потребностей гостей;
- виды мероприятий в организациях питания и стили их обслуживания;
- требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания;
- технику продаж и презентации напитков и блюд;
- технологии наставничества и обучения на рабочих местах;
- требования к качеству, температуре подачи блюд и напитков;
- методы и технику обслуживания гостей за барной стойкой и столиками бара;
- сочетаемость чая и кофе с алкогольными напитками и десертами;
- виды и классификации баров, планировочные решения баров;
- условия и сроки хранения продуктов и напитков в баре;
- методы разрешения конфликтных ситуаций;
- классификацию алкогольных и безалкогольных напитков;
- ассортимент алкогольных напитков, рекомендуемых в качестве аперитивов и дижестивов;
- классификацию чая по степени ферментации, методы заваривания чая;
- классификацию кофе по видам и степени обжарки;
- культуру потребления алкогольных напитков;
- нормы расхода сырья и полуфабрикатов, используемых при приготовлении напитков и закусок, правила учета и выдачи продуктов;
- нечайные чаи: виды, характеристики, отличительные особенности;
- нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания;
- характеристику блюд и напитков, включенных в меню.
1.7. Официант должен уметь:
- осуществлять проверку наличия маркировки алкогольной продукции, а также наличия сопроводительной документации (товарно-транспортные накладные, сертификаты, декларации);
- осуществлять процедуру списания алкогольной продукции при бое, порче, краже в специализированных программах учета;
- оформлять возврат оформленных платежей;
- формировать кассовые отчеты в специализированных программах;
- сканировать акцизную марку посредством 2D-сканера и оформлять списание алкогольной продукции;
- составлять отчеты в специализированных программах учета о выполненных заказах и реализованной продукции в баре;
- ставить задачи сотрудникам, находящимся в подчинении, и контролировать выполнение вспомогательных работ по обслуживанию гостей в баре;
- составлять заявки на продукты, напитки и сырье, используемые при приготовлении напитков и закусок;
- сервировать, досервировывать, пересервировывать столы в соответствии с заказанными блюдами, напитками и последовательностью их подачи;
- соблюдать время, последовательность и синхронность подачи блюд и напитков при обслуживании гостей мероприятия;
- использовать различные стили обслуживания гостей, соответствующие виду мероприятия;
- использовать электронное меню, интерактивный стол в организации питания;
- разрешать конфликтные ситуации;
- заносить в программы и редактировать данные по заказу в специализированных программах;
- консультировать гостей по выбору напитков и барной продукции;
- эксплуатировать оборудование бара;
- готовить, оформлять и подавать алкогольные и безалкогольные коктейли;
- готовить и подавать свежевыжатые соки;
- готовить, оформлять и подавать чай, кофе;
- выдерживать температуру подачи блюд и напитков при обслуживании гостей на мероприятиях;
- комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для приготовления напитков и закусок;
- встречать, принимать гостей на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях;
- выяснять пожелания и потребности гостя относительно заказа блюд и напитков;
- давать пояснения гостям по блюдам и напиткам;
- консультировать потребителей по выбору напитков, их сочетаемости с блюдами;
- досервировывать, пересервировывать стол в соответствии с заказанными блюдами и последовательностью подачи блюд и напитков;
- подготавливать барную стойку и барные столики для подачи напитков и барной продукции;
- порционировать и доводить до готовности блюда в присутствии потребителей;
- проверять качество и соответствие оформления блюд и напитков установленным требованиям внутренних стандартов к качеству и оформлению блюд и напитков;
- производить инвентаризацию продуктов, сырья, используемых при приготовлении напитков и закусок;
- производить операции по подготовке блюда и напитков к презентации в присутствии гостей;
- презентовать гостям блюда и напитки при подаче;
- презентовать напитки с элементами бармен-шоу;
- пользоваться контрольно-кассовым оборудованием и программно-аппаратным комплексом для приема к оплате платежных карт (далее - POS-терминалами);
- пользоваться автоматизированными программами и мобильными терминалами при приеме заказа на напитки и барную продукцию, заказа на блюда и напитки;
- проводить оформление счета для оплаты;
- применять скидки и наценки при проведении расчета в специализированных программах;
- подавать меню, карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
- подавать блюда и напитки с подносов, сервировочных тележек и подсобных столиков;
- подавать вино, пиво, крепкие спиртные напитки;
- подавать карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей;
- предоставлять счет гостям организации питания;
- принимать оплату в наличной и безналичной формах.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
При выполнении должностных обязанностей по обслуживанию гостей организации питания, подаче блюд и напитков официант осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Принятие заказов у гостей организации питания на блюда и напитки, в том числе:
- прием, оформление и уточнение заказа гостей организации питания;
- рекомендации гостям организации питания по выбору блюд и напитков;
- передача заказа гостей организации питания на кухню и в бар организации питания;
- досервировка стола в соответствии с заказом гостей организации питания.
2.2. Обслуживание гостей в зале организации питания, в том числе:
- получение блюд и напитков с кухни и бара организации питания;
- подача блюд и напитков гостям организации питания;
- замена использованной посуды, приборов и столового белья.
2.3. Обслуживание гостей в баре организации питания, в том числе:
- оформление витрины и барной стойки;
- прием, оформление и уточнение заказа на напитки и барную продукцию организации питания;
- рекомендации гостям бара организации питания по выбору напитков и барной продукции;
- приготовление и подача алкогольных, безалкогольных коктейлей и напитков;
- приготовление и подача чая, кофе;
- составление документации, отчетов посредством специализированных программ;
- поддержание в чистоте и порядке столов в баре, барной стойки, барного инвентаря, посуды и оборудования.
2.4. Обслуживание мероприятий в организациях питания и выездных мероприятий, в том числе:
- подготовка зала и инвентаря для обслуживания мероприятий в организациях питания;
- подготовка помещения и инвентаря для обслуживания гостей на выездных мероприятиях;
- сервировка столов с учетом вида мероприятия;
- подача блюд и напитков гостям на мероприятиях в организациях питания и выездных мероприятиях.
2.5. Проведение расчетов с гостями организации питания за сделанные заказы, в том числе:
- подготовка контрольно-кассового оборудования к началу принятия и оформления платежей;
- проведение кассовых операций оплаты по счетам за выполненный заказ.
2.6. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Официант имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.4. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Официант несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции официанта (обслуживание гостей организации питания, подача блюд и напитков)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"