В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]
Заявитель:
[наименование юридического лица]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
телефон/факс: [значение]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
[наименование органа, отказавшего в предоставлении субсидии]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [значение]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Заявление
о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии
[Наименование заявителя] обратилось в [наименование органа, отказавшего в предоставлении субсидии] (далее по тексту - уполномоченный орган) с заявлением от [число, месяц, год], в котором просило предоставить субсидию в размере [сумма цифрами и прописью] руб. в связи с [указать основания и нормативное обоснование предоставления субсидии (наименование и пункты нормативного акта, регламентирующего предоставление субсидии заявителю)].
Письмом от [число, месяц, год] N [значение] уполномоченный орган уведомил заявителя об отказе в предоставлении субсидии в связи с [указать мотивы отказа в предоставлении субсидии, например, поскольку исчерпаны лимиты бюджетных ассигнований, доведенных уполномоченному органу на цели предоставления субсидий].
Заявитель считает отказ в предоставлении субсидии незаконным и нормативно свою позицию обосновывает следующим:
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из взаимосвязанных положений ст. 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании п. 2 и 3 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г.).
[Указать, какие документы были предоставлены заявителем для получения субсидии и в связи с чем заявитель вправе рассчитывать на ее получение исходя из нормативного регулирования предоставления субсидии, на получение которой претендует заявитель, со ссылкой на законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление испрашиваемой субсидии].
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении субсидии не имелось.
Вопреки положениям ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации заявитель был поставлен в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание таких же услуг и получивших возмещение их стоимости из бюджета при том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении заявителем порядка предоставления субсидии, не имеется.
Ч. 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь [указать наименование нормативно-правового акта, регламентирующего предоставление субсидии], ст. 198, 201 АПК РФ,
прошу суд:
1. Признать незаконным отказ [наименование органа, отказавшего в предоставлении субсидии] в предоставлении субсидии, изложенный в письме от [число, месяц, год] N [значение].
2. Обязать [наименование органа, отказавшего в предоставлении субсидии] устранить допущенные нарушения прав и законных интересов [наименование заявителя].
3. Возложить на [наименование органа, отказавшего в предоставлении субсидии] расходы по уплате госпошлины в сумме [сумма цифрами и прописью] руб.
Приложение:
1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления уполномоченному органу и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
4. Оспариваемое решение.
5. Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
6. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.
7. Документы, подтверждающие соблюдение заявителем претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
8. Выписки из ЕГРЮЛ на заявителя и орган, отказавший в предоставлении субсидии.
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии
Подготовлено экспертами компании "Гарант"