[организационно-правовая форма, наименование юридического лица] |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. лица, [число, месяц, год] М. П. |
Положение
об оценке персонала
[наименование юридического лица]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и определяет порядок, принципы и критерии оценки персонала [наименование юридического лица] (далее - организация) в целях обеспечения соответствия профессионального, образовательного и личностного уровня работников производственным задачам и социально-экономической миссии, реализуемым организацией.
1.2. В рамках настоящего Положения под оценкой персонала понимается плановая, формализованная и стандартизированная оценка работников организации, осуществляемая на основе заданных критериев на протяжении всего периода трудовой деятельности.
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на все структурные подразделения организации.
2. Цели и задачи оценки персонала
2.1. Основными целями оценки персонала являются:
- установление соответствия затрат, направленных на выполнение конкретного объема работ, и средств, выделенных на содержание работника, его рабочего места;
- выявление функциональной роли конкретного работника в масштабах организации в соответствии с его навыками;
- оценка потенциала работника, который можно применить в пользу организации без дополнительных вложений.
2.2. Оценка персонала проводится по следующим направлениям:
- оценка готовности работника самостоятельно выполнять обязанности после окончания испытательного срока;
- оценка эффективности достижения работником поставленных целей и выполнение задач по итогам месяца, квартала, полугодия, года;
- оценка выполнения работником функциональных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
- уточнение должностных обязанностей, корректировка рабочих процессов и инструкций;
- оценка эффективности системы мотивации работников и ее корректировка;
- определение потребности обучения работников;
- планирование и реализация карьеры работников;
- оценка обучаемости работников;
- оценка коммуникативности.
2.3. Основными задачами оценки персонала являются:
- создание сильного кадрового резерва, состоящего из штатных работников организации;
- осуществление подготовки специалистов, имеющих высокий профессиональный уровень, выявление потенциальных руководителей среднего звена непосредственно в пределах организации, проведение их перепрофилирования или повышения квалификации;
- совершенствование методов управления организацией, усиление контроля производственной дисциплины, повышение заинтересованности работников в повышении продуктивности труда;
- оптимизация штатного расписания благодаря рациональному распределению функций и обязанностей на основании результатов оценки: перевод работников на другие должности, сокращение в соответствии с выявленными во время оценки работы отрицательными показателями производительности труда;
- внедрение дополнительных мотивационных рычагов, способных стимулировать работников повышать уровень своей производственной компетентности и квалификации.
3. Порядок и сроки проведения оценки персонала
3.1. В зависимости от цели и периодичности проведения оценка персонала подразделяется на виды:
- плановая оценка - периодическая (годовая, полугодовая, квартальная) и оценка по окончании испытательного срока;
- внеплановая оценка - при необходимости оценки деятельности и качеств рабоника в случае повышения его в должности, с целью формирования резерва на выдвижение, отбора на учебу для повышения квалификации, разового премирования, выявления причин неудовлетворительной работы отдела или работника;
- повторная (контрольная) оценка - при необходимости оценки изменений деятельности и качества работника.
3.2. Сроки проведения оценки персонала:
- плановая ежегодная оценка проводится не реже одного раза в год - в [указать время проведения оценки];
- плановая полугодовая оценка проводится не реже одного раза в шесть месяцев - в [указать время проведения оценки];
- плановая квартальная оценка проводится не реже одного раза в три месяца - в [указать время проведения оценки];
- оценка по окончании испытательного срока проводится за неделю до конца испытательного срока работника;
- внеплановая оценка проводится по мере необходимости в сроки, утвержденные оценочной комиссией;
- повторная (контрольная) оценка проводится по мере необходимости в сроки, утвержденные оценочной комиссией.
3.3. Для проведения оценки персонала в организации создается оценочная комиссия.
3.4. Оценочная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, строит свою деятельность на принципах равноправия ее членов и гласности принимаемых решений.
3.5. Оценочная комиссия создается приказом руководителя организации, в котором определяется ее персональный состав, который не может составлять менее [значение] человек, назначаются председатель комиссии, его заместитель и секретарь комиссии.
3.6. Контроль за соблюдением порядка проведения оценки персонала, а также методическая и организационная работа возлагаются на [должность работника кадровой службы].
3.7. В процессе оценки персонала могут быть использованы следующие методы оценки:
- психологическое тестирование;
- профессиональное тестирование;
- оценочное собеседование;
- метод анализа результатов работы работника;
- отчет непосредственного руководителя об эффективности труда работника;
- [иной метод].
3.8. В зависимости от должности и значимости работника оценочная комиссия принимает решение о применении того или иного метода оценки.
3.9. Перечень документов, необходимых при проведении оценки персонала:
- настоящее Положение;
- заключение оценочной комиссии.
4. Основные и дополнительные критерии оценки персонала
4.1. Основными критериями оценки персонала, которые необходимо учитывать при подборе и расстановке кадров, назначениях и перемещениях, являются:
- уровень профессиональной подготовки и квалификация, в том числе теоретические знания, практические навыки и умения в соответствии с установленными требованиями;
- знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка организации;
- знание трудовых функций в пределах своих должностных обязанностей и умение применять их в практической деятельности;
- результаты работы, достигнутые работником при исполнении своих должностных обязанностей;
- знание и соблюдение инструкций и правил поведения и работы в чрезвычайных ситуациях;
- знание и соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
- знание и соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности;
- [иные критерии].
4.2. Дополнительными критериями оценки персонала являются:
- знание и соблюдение нормативных правовых актов в сфере трудовых отношений и административных правонарушений;
- знание нормативных правовых актов и нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности;
- знание и владение профессиональной терминологией;
- знание и соблюдение профессиональной этики;
- способность к организации деятельности организации и руководству персоналом (для руководителей высшего и среднего звена);
- способность управлять конфликтными ситуациями;
- умение правильно распределять обязанности и определять степень ответственности подчиненных (для руководителей высшего и среднего звена);
- наличие навыков коммуникации;
- [иные критерии].
5. Процедура проведения оценки персонала
5.1. Оценка персонала проводится оценочной комиссией на основании приказа руководителя организации.
5.2. Оценочная комиссия выбирает метод оценки персонала.
5.3. Оценка проводится в присутствии работника и руководителя структурного подразделения, в котором работает работник, проходящий оценку.
5.4. Оценочная комиссия рассматривает представленные материалы, заслушивает руководителя подразделения о проделанной работе и перспективах развития подразделения.
5.5. Обсуждение профессиональных, деловых и личностных качеств оцениваемого работника, результатов его профессиональной деятельности должно проходить в обстановке объективности, требовательности и доброжелательности, исходя из его профессиональных знаний и навыков, стажа работы, сведений о повышении квалификации и переподготовке, а также организаторских и управленческих способностей.
5.6. Оценка результатов деятельности каждого работника основывается на определении его вклада в решение поставленных перед соответствующим структурным подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности, выявленных факторов нарушения трудовой дисциплины и прочее.
5.7. Оценочная комиссия принимает решение открытым голосованием простым большинством голосов в отсутствие оцениваемого работника. При равенстве голосов руководитель структурного подразделения обладает правом решающего голоса.
5.8. По итогам оценки складывается единый средний показатель, который заносится в оценочный лист.
5.9. Ответственность за подготовку и ведение оценочного листа, за документирование результатов оценки в оценочном листе возлагается на [должность работника кадровой службы].
5.10. Оценочный лист хранится в отделе кадров. Ответственный за хранение - [должность работника кадровой службы].
5.11. Решение оценочной комиссии сообщается оцениваемому работнику непосредственно после окончания оценки.
5.12. [Должность работника кадровой службы] на основании оценочного листа подготавливает приказ о результатах оценки, с которым знакомит оцениваемых работников под подпись.
6. Результаты оценки персонала
6.1. Результаты оценки персонала (оценка и рекомендации) заносятся в оценочный лист и подписываются членами оценочной комиссии.
6.2. По окончании оценки членами комиссии принимается решение о соответствии/несоответствии работника занимаемой должности и по отношению к нему рекомендуется:
- повысить в должности;
- зачислить в кадровый резерв;
- оставить без изменения заработной платы;
- установить специальную надбавку к штатному окладу;
- сохранить действующую надбавку;
- лишить действующей надбавки;
- выплатить разовую премию по итогам оценки результатов работы;
- направить на обучение;
- изменить должностные функции;
- изменить условия премирования;
- [иное].
6.3. По итогам оценки персонала:
- работникам дается развернутая и обоснованная информация о требованиях, предъявляемых к занимаемой ими должности, их соответствии этим требованиям;
- составляются планы обучения и повышения квалификации, рекомендации по саморазвитию;
- принимаются решения о корректировке стимулирующих выплат работников.
6.4. После утверждения результатов оценки непосредственный руководитель оцениваемых работников проводит с ними постоценочную беседу. Постоценочная беседа проводится не позднее чем [указать срок] после проведения оценки.
7. Порядок обжалования
7.1. В случае несогласия работника с оценкой оценочной комиссии работник подает служебную записку на имя руководителя организации не позднее [указать срок] после объявления итогов оценки.
7.2. Срок рассмотрения служебных записок - [указать срок], после этого выставляется итоговая оценка, которая подтверждается либо меняется с объявлением данного решения оцениваемому работнику.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения.
8.2. Настоящее Положение может быть изменено и (или) дополнено, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации.
8.3. Изменения и дополнения к настоящему Положению вступают в силу с даты их утверждения в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об оценке персонала
Подготовлено экспертами компании "Гарант"