Истец: [наименование]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Ответчик: [наименование]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Неимущественное требование
Исковое заявление
об обязании произвести перерасчет регулируемой арендной платы за арендуемые земельные участки
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды от [число, месяц, год] N [значение], по условиям которого Арендодатель (ответчик) сдает, а Арендатор (истец) принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером [значение], площадью [значение] кв. м, расположенный по адресу: [указать адрес].
Земельный участок предоставлялся Арендатору под [указать, в связи с чем предоставляется земельный участок].
Истец обратился с претензией к ответчику с требованием произвести перерасчет арендной платы по вышеуказанному договору с [число, месяц, год] с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка и с применением в дальнейшем во взаимоотношениях сторон указанного порядка перерасчета арендной платы до момента внесения изменений в действующее федеральное законодательство (в связи с возможным нормативным изменением как самой ставки, так и методики расчета арендной платы за земельные участки, используемые для размещения объектов, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ в дальнейшем), на что получил отказ в письме от [число, месяц, год].
Учитывая, что спор в досудебном порядке урегулирован не был, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и по существу заявленных требований поясняет следующее:
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
На основании пп. 2, 4 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом..
Размер арендной платы определяется договором аренды.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды Арендодатель обязуется предоставить Арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Ст. 614 ГК РФ установлена обязанность Арендатора своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Вместе с тем в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является п. 3 ст. 65 ЗК РФ.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т. п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как следует из п. 19 Постановления N 73, Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), ранее определялась в соответствии с утратившим силу с 01.03.2015 п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а в настоящее время в соответствии с положениями ст. 39.7 ЗК РФ.
П. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, относятся в том числе объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В данном случае согласно договору аренды спорный земельный участок предоставлен под [вписать нужное].
Согласно п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 N 1369 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
При этом п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" установлено, что до утверждения Федеральной службой ставок арендной платы, предусмотренных п. 3 данного постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в п. 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) по состоянию на дату вступления в силу данного постановления.
Поскольку до настоящего времени ставки арендной платы Федеральной службой не утверждены, в рассматриваемом случае надлежит руководствоваться ставками арендной платы, утвержденными Минэкономразвития.
В частности, согласно приказу Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217) ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляет 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Поскольку спорный земельный участок использовался Арендатором под [вписать нужное], следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, с 1 марта 2015 года не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 года, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований (п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.)).
Таким образом, ответчик не вправе требовать от истца внесения арендной платы, превышающей 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка, так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ.
Аналогичный правовой подход сформулирован в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522, от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, 08.09.2016 N 74-АПГ16-6, пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного 28.03.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращения за защитой в суд послужило несогласие с порядком расчета регулируемой арендной платы, в результате чего, по мнению Арендодателя, Арендатор обязан вносить ее в большем размере.
Учитывая, что отказ в перерасчете ставки арендной платы, влечет неопределенность в правовом регулировании, в том числе и в применении нормативных актов для исчисления такой платы, имеются все основания для удовлетворения иска.
Истец также принимает во внимание, что учитывая срок действия договора аренды - до [число, месяц, год], в столь длительной перспективе вероятно нормативное изменение как самой ставки, так и методики расчета арендной платы за земельные участки, используемые для размещения объектов, указанных в подп. 2 ст. 49 ЗК РФ. В целях недопущения конфликта с действующей нормативной базой установленный порядок перерасчета арендной платы подлежит применению до момента указанных изменений.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 20 декабря 2021 г. N 308-ЭС21-23783 по делу N А63-10712/2020.
Таким образом, в части перерасчета арендной платы требования истца являются правомерными и подлежащими удовлетворению, поскольку понуждением ответчика к проведению соответствующего перерасчета обеспечивается восстановление прав и законных интересов истца, которым в указанной части избран надлежащий способ защиты нарушенного права, учитывающий, что до истечения срока действия договора в длительной перспективе вероятно нормативное изменение как самой ставки арендной платы, так и методики ее расчета.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 606, 607, 614 ГК РФ, ст. 39.7, 49 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", разъяснениями, изложенными в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного 28.03.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации,
прошу суд:
Обязать [наименование ответчика] произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от [число, месяц, год] N [значение], применив ставку 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка, начиная с [число, месяц, год] до момента изменений действующего нормативного регулирования методики расчета арендной платы либо нормативного изменения ставки арендной платы.
Приложение:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
5) доверенность и диплом на представителя или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
6) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного порядка;
7) выписка из ЕГРЮЛ на истца и ответчика;
8) расчет арендной платы истца.
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма искового заявления об обязании произвести перерасчет регулируемой арендной платы за арендуемые земельные участки
Подготовлено экспертами компании "Гарант"