[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации)
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Воспитатель непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Воспитатель должен знать:
- возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательной работы с группами обучающихся разного возраста;
- источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
- локальные акты образовательной организации в области воспитания, рабочие программы воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее - РПВ), реализуемые образовательной организацией;
- методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
- методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье;
- методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания;
- механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ;
- методику проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности;
- методики организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции;
- методические основы организации досуговой деятельности обучающихся;
- методические основы профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у обучающихся;
- методические основы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся;
- нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- нормативно-методические документы, источники методической литературы и подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся;
- особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
- особенности воспитательного потенциала институтов социализации;
- организационно-управленческие технологии координации действий педагогов с группой обучающихся;
- примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся;
- подходы к методическому обеспечению деятельности органов самоуправления в группе обучающихся;
- подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся;
- приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и федеральной рабочей программе воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (далее - ФРПВ), примерных рабочих программах воспитания;
- педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
- приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки;
- способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся;
- способы организации досуга обучающихся во внеучебное время;
- способы организации участия родителей (законных представителей) в воспитательной деятельности образовательной организации;
- способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся;
- современные цифровые технологии;
- теоретические и методические основы разработки плана воспитательной работы с группой обучающихся;
- технологии организации досуговой деятельности обучающихся;
- технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;
- технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательной работы в группе обучающихся;
- технологии педагогического сопровождения реализации социальных инициатив обучающихся;
- технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
- формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга;
- формы и методы оказания консультационной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;
- формы и методы проведения родительских собраний;
- формы и методы консультационной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания обучающихся.
1.8. Воспитатель должен уметь:
- выявлять интересы, потребности, особенности обучающихся и их взаимоотношений, причины конфликтных ситуаций в группе;
- выявлять воспитательный потенциал институтов социализации и осуществлять совместное проектирование воспитательной работы с группой обучающихся;
- изучать особенности среды жизнедеятельности обучающихся в образовательной организации, в семье и по месту жительства;
- изучать воспитательный потенциал семьи, выявлять актуальные проблемы, социальные риски семейного воспитания;
- координировать действия педагогов с группой обучающихся;
- мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в рамках программы совместной деятельности;
- осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности;
- осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления в группе обучающихся;
- осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных объединений обучающихся;
- осуществлять консультационную поддержку обучающихся в организации досуговой деятельности с учетом их возрастных особенностей;
- осуществлять информационно-методическую поддержку деятельности педагогов с группой обучающихся в рамках рабочих программ воспитания;
- осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении;
- осуществлять взаимодействие с родителями обучающихся, привлекать их к участию в реализации ФРПВ, РПВ;
- осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта, анализировать их и применять на практике;
- осуществлять отбор актуальных методических материалов для воспитательной работы с группой обучающихся;
- организовывать участие группы обучающихся в социально и личностно значимой деятельности институтов социализации;
- организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- организовывать досуговую занятость обучающихся;
- обеспечивать участие семьи в проектировании воспитательной работы в группе обучающихся;
- обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- оказывать консультационную помощь обучающимся в самоопределении, выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
- оказывать консультационную помощь обучающимся в проектировании своего будущего, выборе будущей профессиональной деятельности;
- оказывать консультационную помощь родителям по вопросам воспитания обучающихся;
- планировать различные виды деятельности группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- планировать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся и формирования на его базе общественных объединений;
- применять педагогические методы формирования воспитательной среды в образовательной организации;
- применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности;
- применять технологии профессиональной ориентации обучающихся, формирования профессиональной идентичности у обучающихся;
- применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений;
- применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики воспитательной работы в группе обучающихся;
- применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- применять технологии организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции;
- проводить творческие мероприятия, экскурсии для формирования социальной компетентности обучающихся;
- проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями получения дополнительного образования в образовательных организациях и вне их;
- проводить мероприятия по профессиональной ориентации обучающихся, формированию профессиональной идентичности у обучающихся;
- проводить родительские собрания с целью повышения эффективности воспитательной работы в группе обучающихся;
- разрабатывать план воспитательной работы с группой обучающихся с учетом их особенностей, интересов, потребностей;
- разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении образовательных программ;
- разрабатывать методические материалы для развития самоуправления в группе обучающихся, реализации их социальных инициатив;
- разрабатывать сценарии, программы, положения для творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся;
- реализовывать меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата и позитивного общения;
- реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности обучающихся, формирования навыков самооценки;
- работать в цифровой образовательной среде.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Воспитатель в ходе осуществления воспитательной работы с группой обучающихся выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Планирование воспитательной работы с группой обучающихся:
- изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся;
- разработка плана воспитательной работы с группой обучающихся;
- разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся;
- приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности;
- оказание консультационной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности.
2.2. Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся:
- реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося;
- организация деятельности обучающихся в целях их гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям в различных социальных условиях;
- проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование социальной компетентности;
- ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и вне их;
- оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении.
2.3. Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся:
- координация и консультационная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся;
- организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся;
- организационно-методическое обеспечение досуговых мероприятий, экскурсий, праздников с группой обучающихся;
- организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив;
- взаимодействие с родителями обучающихся, оказание консультационной помощи родителям.
3. Права
Воспитатель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции воспитателя (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"